Единый государственный экзамен 2024 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Действия, связанные с оплатой счетов, сегодня занимают не более нескольких секунд. Появляются также и новые способы проведения платежей. Физические лица пользуются как традиционными платёжными инструментами, так и новыми, в то время как юридические лица часто используют безналичные способы оплаты. Инновации в сфере проведения платежей достаточно быстро проникли в социально-экономические отношения и стали неотъемлемой частью рабочих процессов многих субъектов экономики. Важными факторами, которые повышают интерес к современным платёжным технологиям, являются очевидные удобство и быстрота проведения операций.

Мобильный банк и интернет-банк – популярные инструменты предоставления финансовых услуг, которыми пользуются многие клиенты банков на сегодняшний день. Эти технологии обеспечивают упрощённое взаимодействие клиентов с банками, оперативное управление своими счетами и выполнение различного рода операций. С их помощью можно оплачивать товары и услуги, мобильную связь, штрафы, пошлины, производить коммунальные платежи. Кроме того, с помощью мобильного банка клиенты могут круглосуточно пользоваться полным спектром услуг, которые доступны в приложении и онлайн-банке, а также получать необходимую информацию, например историю списаний, выписки со счетов, аналитику расходов и другое. Данные сервисные услуги можно назвать безопасными, так как личный кабинет защищён персональными логином и паролем, а также дополнительным пин-паролем. Используются также сканирование отпечатка пальца, лица (например, технологии Touch ID, Face ID) и прочее. Сегодня банки делают упор на развитие данной технологии, <…> она является крайне востребованной.

1
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
    Ответ:
     
    .
    2
    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
    1. ЧАСТЬ. Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Разделять на части. Часть заработка. Часть публики.
    2. ОПЕРАЦИЯ. Отдельное действие в ряду других подобных. Банковская операция. Почтовая операция.
    3. ИНСТРУМЕНТ. Орудие для производства каких-нибудь работ. Ручной инструмент. Хирургический инструмент.
    4. ПРОИЗВЕСТИ. Вызвать что-либо, стать причиной чего-либо. Произвести впечатление на кого-нибудь. Произвести переполох.
    5. СВЯЗЬ. Сообщение с кем-чем-нибудь, а также средства, которые дают возможность сообщаться. Космическая связь. Воздушная с.
    Ответ:
     
    .
    3
    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
    1. Встречающиеся в тексте прилагательные платёжные (инструменты), социально-экономические (отношения), финансовые (услуги) выступают в роли эпитетов и выполняют функцию эмоционального воздействия на читателя.
    2. В тексте присутствуют причастия и причастные обороты, свойственные письменной речи (например: связанные с оплатой счетов, защищён).
    3. Стилеобразующими чертами этого текста являются обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, свойственные литературе научного характера.
    4. В тексте вместо глаголов активно используются отглагольные существительные со значением действия (управление, списаний, сканирование).
    5. Текст относится к официально-деловому стилю, поскольку лишён образности и содержит чёткие инструкции.
    Ответ:
     
    .

    4
    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
    1. ерЕтик
    2. черпАть
    3. дОсуха
    4. мозАичный
    5. дешевИзна
    Ответ:
     
    .
    5
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    • В ГАРАНТИЙНОМ паспорте указываются условия возврата и обмена товара.
    • Хорошо, когда между родителями и детьми складываются ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
    • На благотворительный концерт была приглашена ПОЧТЕННАЯ публика.
    • Не отойдя от наркоза, пациент с трудом РАЗЛИЧАЛ лица и голоса родственников.
    • За окном был слышен радостный крик СОСЕДСКИХ детей.
    Ответ:
     
    .
    6
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
    Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
    Ответ:
     
    .
    7
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    • ИСПЕКЁТ пирожок
    • ОБОИМИ столами
    • известные КОНСТРУКТОРЫ
    • КОЛЫШЕТСЯ листва
    • СКОРЕЙШЕГО выздоровления
    Ответ:
     
    .
    8
    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    2. нарушение в построении предложения с однородными членами
    3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
    4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Мои друзья, будучи большими почитателями театра, были уверены в том, что те, кто не следит за репертуаром и не посещает премьеры, ничего не смыслит в театральном искусстве.
    2. Лучей солнца ещё не было в чистом, погожем, широко залитом багрянцем небе, краснота которого, однако, быстро тускнела, уступая натиску света и голубизны.
    3. Забрав платье из химчистки, Ольга Николаевна зашла в салон красоты «Ножницы», сделала укладку и отправилась домой готовиться к приходу гостей.
    4. Когда Миша был ребёнком, он всегда с нетерпением ждал очередного выпуска журнала «Юного натуралиста», регулярно выписываемого родителями.
    5. Сидя в «Сапсане», отправлявшемся из Санкт-Петербурга в Москву, Ника думала о том, как важно иногда покидать дом, приезжать в другой город, наслаждаться его атмосферой, а потом, испытывая тихую радость от грядущей встречи с домом, отправляться в обратную дорогу.
    6. Открывая выставку, художник поблагодарил руководство города, оказавшему помощь в организации этого мероприятия.
    7. Досмотрев фильм примерно до середины, мне стало казаться, что сюжет слишком затянут, а игра актёров выглядит неубедительно.
    8. Парк, который я любил и гулял с детства, сильно зарос и уже не привлекал никого из местных жителей.
    9. Посещать художественную студию было моей давней мечтой, поэтому я, несмотря на усталость после тяжёлого трудового дня, трижды в неделю садился в метро, доезжал до «Войковской» и на целых три часа забывал о суете, погрузившись в мир живописи.
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         
    9
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. обж..гаться, выб..рает, в..негрет
    2. возл..жение, вым..кший, утр..мбовать,
    3. пр..стейший, оф..рмлять, водор..сли
    4. сб..режения, зап..раются, д..зертир
    5. з..рница, ог..рчение, пок..сившийся (дом)
    Ответ:
     
    .
    10
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. з..пирать, р..згрузить, пр..бабка
    2. бе..форменный, ..дача, бе..возвратно
    3. пост..мпериализм, спорт..гра, вз..мать
    4. под..езд, ад..ютант, пан..европейский
    5. пр..клонить (голову), пр..терпеться, пр..емница
    Ответ:
     
    .
    11
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. за..нька, впад..нка
    2. син..ватый, кормил..ц
    3. сол..вой, удачл..вый
    4. находч..вый, подслуш..вать
    5. застенч..вый, ноч..вать
    Ответ:
     
    .
    12
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. оберега..мое, кида..м
    2. изобража..мый, слыш..мый
    3. состар..вшийся, загон..шь
    4. дыш..щий, скач..щий
    5. заслуж..нный, выступа..шь
    Ответ:
     
    .
    13
    Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
    1. Быстрое и (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение тренера привело к проигрышу команды.
    2. Мцыри – герой, (НЕ)МЫСЛЯЩИЙ себя вне активной жизни, вне деяний и порывов.
    3. Ещё (НЕ)ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.
    4. Вершины гор румянятся от солнечного света, а долины ещё (НЕ)ОЗАРЕНЫ.
    5. Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
    Ответ:
     
    .
    14
    Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
    1. Я имел (В)ВИДУ ваше произношение: вы прекрасно говорите (ПО)АНГЛИЙСКИ.
    2. Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, а С(ЛЕВА) из-за горизонта поднималась и росла чёрная клубящаяся туча.
    3. (С)НАЧАЛА обстоятельства сложились так, что Игнатьев (С)РАЗУ понял: учёный совет настроен против него.
    4. Бойцы готовы были стоять (НА)СМЕРТЬ, идя (НА)ВСТРЕЧУ с врагом.
    5. (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями мы приехали (ВО)ВРЕМЯ.
    Ответ:
     
    .
    15
    Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
    Иван Дмитриевич переступил порог и увидел, что по всему периметру комната уставле(1)а и увеша(2)а разной величины холстами с изображением этих животных, нарисова(3)ых с таким мастерством и таким удивительным жизнеподобием, что в первый момент захватило дух. Отовсюду смотрели золотистые, небесно-голубые, изумрудные, крапчатые, хищно суже(4)ые или сладко зажмуре(5)ые глазки. Полосатые и пятнистые, пушистые и гладкие коты и кошки сидели в корзинках с выражением берущей за сердце тихой покорности на мордочках, спали на диванах в тех неописуемо блаже(6)ых позах, принимать которые способны только эти создания.
    Ответ:
     
    .
    16
    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.
    2. Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.
    3. Выдающийся русский живописец В.А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.
    4. Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.
    5. Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.
    Ответ:
     
    .
    17
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    В лаборатории (1) оснащённой мощными компьютерами (2) стекается информация (3) посланная измерительными буями (4) размещёнными в разных районах Мирового океана.
    Ответ:
     
    .
    18
    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Севастополь-солдат (1) Севастополь-матрос (2)
    Ты (3) родной (4) для любого, кто видел тебя.
    Ты стоишь,
    полон завтрашней думы большой,
    Навсегда недоступный врагу.
    Как ты славою стар, как ты молод душой (5)
    Белый город (6) на синем морском берегу.
    (Л.Ошанин)
    Ответ:
     
    .
    19
    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Сейчас капитан Брянов верил (1) что перед Россией едва ли не впервые в истории поставлена воистину благороднейшая задача (2) решение (3) которой (4) зависит уже не от воли всевластного повелителя.
    Ответ:
     
    .
    20
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Пока велосипед нёсся в темноте (1) мимо громады санатория с мерцающими окнами (2) мальчик старался быть особенно внимательным (3) чтобы не влететь в колдобину (4) и (5) чтобы (6) если встретится на дороге большой камень (7) суметь удержать в руках руль.
    Ответ:
     
    .
    21
    Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Слово «заря» – одно из прекраснейших слов русского языка. (2)Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (3)Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (4)Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. (5)Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. (6)Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. (7)Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
    Ответ:
     
    .

    Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

    (1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

    (5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ – не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, – Бурнашев прокричал во всё поле:

    – За Родину! (6)Вперёд!

    (7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

    (11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

    (13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

    (16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

    (19)Наши товарищи, сорок–пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

    (20)Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

    (21)Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

    (24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

    (26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:

    – Не дури, не смей, комбат!

    (27)Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

    (29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты... (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём...»

    (34)Я крикнул:

    – Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле!

    (36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами стреляющих немцев.

    (38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

    (43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:

    – За Родину! (44)Ура-а-а! (45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали. (48)С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова. (49)Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

    (50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас.

    (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

    (По А.А. Беку)
    22
    Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.
    2. В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.
    3. После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.
    4. Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.
    5. Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.
    Ответ:
     
    .
    23
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1. Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
    2. В предложениях 29 – 33 представлено рассуждение.
    3. В предложениях 5 –7 представлено описание.
    4. Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.
    5. В предложениях 25 и 26 содержится повествование.
    Ответ:
     
    .
    24
    Из предложения 34 – 41 выпишите синонимы.
    Ответ:
     
    .
    25
    Среди предложений 24 – 28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    Ответ:
     
    .
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    26
    «Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)».

    Список терминов:
    1. противопоставление
    2. метафора
    3. сравнение
    4. литота
    5. анафора
    6. вводные конструкции
    7. ирония
    8. лексический повтор
    9. парцелляция
    Ответ:
    АБВГ
        
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26