Единый государственный экзамен 2022 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Современного человека трудно удивить вопросами, что такое электричество или как происходит передача тепла – каждый уже имеет своё мнение на этот счёт. Кто – теоретическое, основанное на изучении физики, а кто – помня незабываемые ощущения от удара током в процессе починки розетки при неотключённом напряжении на щитке или от случайного прикосновения к наэлектризованному предмету. Но, конечно, гораздо меньшее число читателей знакомо с термоэлектричеством.

История открытия и последующего изучения <…> явления насчитывает более двух веков и начинается с дискуссии между Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта. В середине XVIII века популярной темой в науке стало изучение электрических явлений, в том числе и животного электричества, например, порождаемого электрическими скатами. Ввиду этого профессор Болонского университета физиолог Луиджи Гальвани стал изучать, что происходит с препарированной лягушкой при пропускании через неё тока. В результате многочисленных экспериментов Гальвани убедился, что электричество свойственно самому животному: от нервов к мышцам как бы протекает флюид и образуется цепь.

1
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. В тексте преобладают простые осложнённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными конструкциями и причастными оборотами.
  2. В тексте преобладает абстрактная лексика, научные термины (физика, термоэлектричество, электричество), сочетания терминологического характера (напряжение на щитке, электричество свойственно), отглагольные существительные со значением действия (напряжение, прикосновение, изучение, ощущение), слова, указывающие на связь и последовательность мыслей (конечно, в том числе, например).
  3. В тексте широко используется лексика в переносном значении (незабываемые ощущения, животное электричество, протекает флюид), намеренное столкновение разностилевой лексики (ввиду этого, помня незабываемые ощущения от удара током, при пропускании через неё тока).
  4. Текст относится к официально-деловому стилю, так как информирует читателя о развитии учения о термоэлектричестве, в тексте содержатся конкретные фамилии и факты.
  5. В тексте употребляются публицистические речевые клише (современный человек, своё мнение), яркие метафоры (передача тепла, образуется цепь), воздействующие на читателей, глаголы в форме повелительного наклонения.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЦЕПЬ, -и, ж.
  1. Линия (боевой порядок) стрелков, расположенных на нек-ром расстоянии друг от друга. Стрелковая ц. Рассыпаться в ц. Передать по цепи.
  2. Ряд металлических (или других крепких) звеньев, продетых одно в другое. Якорная ц. Собака на цепи.
  3. Линия (боевой порядок) стрелков, расположенных на нек-ром расстоянии друг от друга. Стрелковая ц. Рассыпаться в ц. Передать по цепи.
  4. перен., чего. Сплошной ряд, совокупность чего-н. Ц. событий. Ц. огней.
  5. Ряд гор. Горные цепи.
Ответ:
 
.

4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • облегчИть
  • крАны
  • нАлита
  • недУг
  • позвонИшь
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • В книге "Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного" подробно и глубоко изложены ЭСТЕТИЧНЫЕ взгляды И.Канта.
  • Собираясь на ДЕЛОВУЮ встречу, мы, как правило, основательно готовимся к ней.
  • ВЫБИРАЯ жизненный путь, обязательно прислушайтесь в своему внутреннему голосу.
  • ДВОЙСТВЕННОЕ отношение к сложившейся ситуации мешало мне принять правильное решение.
  • В этом государстве самостоятельные функции президента носят в основном ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ характер.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • серьёзных РАЗДУМЬЕВ
  • опытные ШОФЁРЫ
  • САМЫЙ ДОБРЫЙ сын
  • ИСКОМЫЙ ответ
  • с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. ошибка в построении предложения с однородными членами
  3. ошибка в построении сложного предложения
  4. неправильное построение предложения с косвенной речью
  5. неправильное употребление имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
  2. Доктор, убеждая меня начать приём лекарств, говорил, что он совершенно уверен в успешности лечения и что мне сомневаться не стоит.
  3. Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать два дня.
  4. Достоевский унаследовал от Гоголя не только бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга.
  5. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
  6. Несмотря на то, что я готовился, мне достался трудный билет и который я не знал.
  7. Я знаю, что придёт время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
  8. У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы.
  9. Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. ч..мпионат, задр..жать, зам..рание
  2. ди..лектика, кл..ент, сув..ренитет
  3. эв..люция, аб..туриент, р..цензент
  4. г..белен, вым..кать, грох..тать
  5. алг..ритм, прид..рается, през..дент
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..высить, пр..увеличение, пр..поднести
  2. н..дстройка, пр..мокательный, пр..родина
  3. во..хождение, ра..познать, бе..хитростный
  4. фамил..ярный, компан..он, исподлоб..я
  5. пред..дущий, вз..скание, сверх..нтересный
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. кавказ..кий, одес..кий
  2. использ..вать, зрач..к
  3. горош..нка, приветл..вый
  4. форел..вый, перекле..вать
  5. реснитч..тый, (повернуть) влев..
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. заброш..нный, хлещ..щий (дождь)
  2. поджар..шь, муч..мый (сомнениями)
  3. руб..щие (лес), (они) кле..т
  4. накорм..шь, потревож..нный
  5. сыпл..шь, подмеч..нный
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • (НЕ)ДОПУСТИВ охотника ближе, лисица бросилась в воду.
  • (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.
  • Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.
  • Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.
  • Мне НЕ(О)КОМ было даже пожалеть в этот день
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (И)ТАК, почему ты не смог прийти (ВО)ВРЕМЯ?
  • Это было ЧТО(ТО) (В)РОДЕ путевых заметок.
  • Сосед каждый день приходил к нам (ВО)ВРЕМЯ ужина и всегда произносил одно и ТО(ЖЕ) приветствие.
  • Мы (В)МЕРУ сил продолжали трудиться, (НЕ)СМОТРЯ на поздний час.
  • (С)НАЧАЛА мы не собирались идти (НА)ВСТРЕЧУ выпускников.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
  2. Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.
  3. Надежда с упрёком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал.
  4. Сад не только не постарел но и разросся вытянулся ветвями к небу и теперь был весь в цвету.
  5. За ночь навалило много снегу деревья оделись в белое и воздух был необыкновенно прозрачен и нежен.
Ответ:
 
.
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ах (1) война (2) что ж (3) ты (4) сделала (5) подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом (6) солдат…
До свидания (7) мальчики! Мальчики (8)
Постарайтесь вернуться назад.
(Б. Окуджава)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Соседка (1) в присутствии (2) которой (3) составлялась опись (4) подтвердила (5) что в квартире постоянно никто не проживает.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он понял (1) что (2) хотя рабочий день давно закончился (3) кто-то находился ещё в кабинете (4) откуда падала на коридорную стену еле заметная полоска света.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Дом-музей А. Грина в Старом Крыму – побелённый домик, имеющий черепичную крышу. (2)Экспозиция состоит из двух маленьких комнат. (3)Первая комната – кабинет и спальня писателя. (4)3десь можно увидеть ломберный столик со всем необходимым – рабочее пространство прозаика, где рождено более пятидесяти литературных сюжетов. (5)Прикроватным ковриком долгие годы служила барсучья шкура, а в качестве хронометра – небольшие настольные часы. (6)Второй «зал» – спальня супруги великого литератора, превращённая со временем в выставку старых фотографий, копий и оригиналов некоторых рукописей, книг и публикаций. (7)Литературные вечера, творческие встречи, выставки местных художников – все эти мероприятия в настоящее время проводятся в доме-музее Грина.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Как ни тяжела и безрадостна бывает временами наша жизнь, думать о скором конце страшно. (2)Расставаться с ней никак не хочется. (3)Всё-таки жизнь лучше, чем смерть... (4)Жизнь — это солнце и свет, это друзья, знакомые, это близкие и родные люди, с которыми так хорошо быть рядом, хотя они и огорчают нас иногда. (5)Нет, надо жить во что бы то ни стало.

(6)Как врач могу сказать, что наблюдая людей в тот трагический период их жизни, когда смерть вот-вот придёт, в момент между Жизнью и Смертью, я ни от одного человека не слышал, что он хочет умереть. (7)Нет! (8)Только жить! (9)Пусть будет трудно, пусть будут боли — жить, жить во что бы то ни стало!

(10)«Доктор, спасите!»

(11)Но боясь смерти, дорожим ли мы своей жизнью? (12)Бережём ли её? (13)К сожалению, мы часто относимся к своей жизни по поговорке: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Только в этом случае плачем не мы, а наши близкие, родные, которые нас любили и которым мы дороги...

(15)В молодые годы, когда жизнь так прекрасна, мы ею обычно совсем не дорожим. (16)Почему? (17)Да потому, что пока человек молод и здоров, ему кажется, что жизнь бесконечна. (18)А смерть? (19)Это, конечно, нечто страшное!.. (20)Но когда ещё это будет?! (21)Поэтому о ней лучше не думать!

(22)Да и в зрелом возрасте человек как-то не заботится о своей жизни. (23)Живёт и живёт, а о том, чтобы поберечь её, просто не думает.

(24)Почему же человек так беспечно относится к своей жизни? (25)Не потому ли, что она ему легко досталась?! (26)Ведь мы обычно дорожим тем, что нам достается с трудом.

(27)...Незаметно пролетает время в мелочах и повседневных заботах. (28)Не успеешь оглянуться, а тебе уже перевалило за 40..., за 50..., маячит уже 60. (29)И вдруг неожиданно осознаёшь, что ты прожил полвека, что жить-то тебе осталось совсем немного... (30)И тогда человек начинает читать, искать в справочниках, беседовать с пожилыми, а особенно со стариками, чтобы узнать, как им удалось дожить до таких лет. (31)Может быть, они имеют какой-нибудь эликсир жизни или что-нибудь о нём знают?

(32)Нет! (33)Нет ни эликсира, ни учебников, ни пособий, в которых был бы рецепт долгой жизни.

(34)Я, скажу вам правду, не хочу умирать не только скоро, но и вообще — и уж, во всяком случае, в ближайшие 20-30 лет. (35)У меня ещё масса недоделанных дел, несколько рукописей лежат незаконченными или ещё не оформленными. (36)Их надо доделать и попытаться издать. (37)А сколько дел и забот в семье! (38)Сын женился, у него уже трое детей, они ещё совсем маленькие — два внука и внучка. (39)Надо сыну помочь их вырастить, выучить. (40)Моя святая обязанность ему помочь, как вспомнишь о сыне и внуках — где тут о смерти думать! (41)А ведь она, злодейка, не спросит, закончил я свои дела или нет.

(42)Думы и заботы не только о детях и внуках. (43)Располагали с женой: вот дети подрастут, нам легче будет, тогда и о себе подумаем. (44)А дети чем взрослее, тем больше забот у родителей. (45)А когда же сами-то будем жить, когда о себе будем думать? (46)Давно собирались как-нибудь подкопить денег и съездить с женой в Италию. (47)Сам я дважды там был в научных командировках; хотел и жену свозить — и всё не удавалось. (48)Последние годы и мысль эту из головы выкинул... (49)А тут вдруг как-то ясно представилось, что не Италия меня ждёт, а нечто иное, очень страшное!.. (50)Да и вообще я не хочу ещё покидать этот мир: я так мало жил, так мало наслаждался жизнью! (51)А жизнь, как подумаешь, так прекрасна! (52)И почему я до сих пор об этом почти не задумывался?! (53)Представьте себе: зимой идёшь — снег хрустит, воробушки по дороге и на тротуаре буквально под ногами что-то клюют. (54)Какая красота! (55)А летом? (56)Какое великолепие — просто дух захватывает! (57)Ковёр из душистых трав, цветы самые разнообразные и в поле, и в саду. (58)А когда расцветают фруктовые деревья?!

—(59) Боже! (60)Как это прекрасно!

(61)Как хочется жить! (62)Надо только не забывать дорожить каждым днём, каждым часом, каждым мгновением!

(По Ф.Г. Углову)
22
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Самое ценное, что есть у человека — это жизнь.
  2. Рассказчик несколько раз вместе с женой был в Италии.
  3. Нужно дорожить каждым днём, каждым часом, каждым мгновением жизни.
  4. Врач очень часто сталкивается с пациентами, которые не хотят жить.
  5. В молодые годы, когда жизнь так прекрасна, люди особенно дорожат своей жизнью.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 56, 57 есть элемент описания.
  2. В предложениях 11, 12 представлена последовательность событий.
  3. Предложения 35—37 объясняют причину того, о чём говорится в предложении 34.
  4. Предложения 46—47 содержат рассуждения.
  5. Предложение 24 поясняет содержание предложения 23.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 32-39 выпишите разговорное слово, имеющее значение "множество, большое количество чего-нибудь".
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 1-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Душевное состояние героя-рассказчика, осознавшего, что большая часть жизни уже пройдена, передано с помощью различных синтаксических средств: (А)________ (предложения 8, 9, 32, 61) и (Б)________ (предложения 16-17, 25-26, 31-32). Философское звучание текст приобретает благодаря использованию лексического средства выразительности (В)________ ("Жизнью и Смертью" в предложении 6). Красоту жизни автор передаёт с помощью тропа (Г)________ (предложение 57)».

Список терминов:
  1. восклицательное предложение
  2. метафора
  3. метонимия
  4. синонимы
  5. сравнение
  6. эпитет
  7. книжная лексика
  8. антонимы
  9. вопросно-ответная форма изложения
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26