Единый государственный экзамен 2025 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Реакция читателя на новую книгу, как известно, не одинакова. Она может быть и положительной, и отрицательной. Причём положительной и отрицательной со множеством вариаций и оттенков, за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще. Но в этом многообразии присутствует одна легкоуловимая мысль: нужна ли читателю сама книга, ждал ли её, торопил ли писателя с его сокровенным словом? Ждал ли? Главное в этом. Подобный вопрос задают себе и сами писатели. Задаю себе и я. Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя? Чем продиктовано это ожидание? Простым любопытством: что нового скажет автор, как откликнется на злобу дня, чем удивит? Или ожидания другого порядка – душу бередят сомнения, томится она в поисках ответа на вопросы, а вопросы сложные, как сама жизнь.

Значит, книга должна быть ответом на вопрос, может быть, ещё не произнесённый. Ещё не сформулированный, только смутно тронувший сознание или чувства. И ещё: ожидание-то связано с временем. Вчера книга была ещё не нужна, тем более – позавчера. Нужна <...> сегодня. Я исключаю эту конъюнктуру, у неё своя сфера проявления и свои оценочные критерии. Разговор идёт о социальной потребности в книге, в определённой книге.

(По В.Д. Дудинцеву)
1
Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.
Ответ:
 
.
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
  1. ПРОСТОЙ. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный).
  2. ИДТИ. Находить сбыт, спрос, распродаваться (разг.). Товар хорошо идёт.
  3. НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. Новая техника.
  4. СФЕРА. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
  5. ВОПРОС. чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь. В. времени. В. чести.
Ответ:
 
.
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. Поскольку текст рассчитан на массовых читателей, его синтаксис не отличается сложностью: автор использует только простые предложения. Некоторые из них осложнены обособленными определениями.
  2. Текст содержит как элементы, характерные для книжной речи, например отглагольные существительные (ожидание, сомнения, проявления), так и элементы разговорной речи (например, фразеологизмы на злобу дня, душу бередят).
  3. Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как метафора (лёг замысел произведения на сердце читателя), эпитет («сокровенным словом»), олицетворение (томится она [душа] в поисках ответа на вопросы), сравнение (вопросы сложные, как сама жизнь), а также таких приёмов, как риторический вопрос (Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя?), парцелляция (…за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще), антитеза (Вчера книга была ещё не нужна… Нужна <...> сегодня).
  4. В последнем абзаце, начинающемся с вводного слова, содержится вывод, к которому автор приходит в процессе рассуждений.
  5. Жанр этого публицистического текста – репортаж, поэтому основная задача автора текста – поделиться своими мыслями по поводу реакции читателей на новую книгу, рассказать о собственных впечатлениях от новых книг, поразмышлять о том, каковы задачи писателя.
Ответ:
 
.
4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
  1. вероисповЕдание
  2. начАв
  3. загнУтый
  4. окрУжит
  5. ногтЯ
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Совместное ВЫРАЩИВАНИЕ этих культур обеспечивает сохранение влаги в почве.
  • ОДЕВАТЬ годовалого малыша непросто.
  • Хорошо, если у вас есть возможность иметь ЛИЧНОГО врача, который будет знать всю историю болезни.
  • В русской живописи В.Д.Поленов считается одним из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ «пейзажей настроения».
  • Публицистический стиль реализует две функции языка – воздействующую и ИНФОРМАЦИОННУЮ.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Дедушка нахмурился и провёл ладонью по волосам от лба до затылка - это был его привычный жест рукой в минуты тревоги.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • ПРОПУСКА занятий
  • почтенные ПРОФЕССОРА
  • более СПРАВЕДЛИВОЕ решение
  • танцы БАШКИР
  • суп из МАКАРОН
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  2. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Согласно предложения бабушки мы поехали отдыхать в Крым.
  2. В разные исторические периоды применялись различные строительные материалы, соответствующие техническому развитию времени.
  3. Благодаря дружбе с Иваном, я по приезде в Петербург поселился в доме его родителей.
  4. Молодая пчела, следуя инстинкту, первый раз вылетает за нектаром.
  5. В 80-е годы Крамской создаёт несколько интересных работ, раскрывающие новые стороны его дарования.
  6. Все, кто присутствовали на конференции, узнал много нового о творчестве писателя.
  7. Паша нечаянно разбил вазу и закричал, что это не я виноват.
  8. Смело выступая против деспотизма, композитором были воплощены гуманистические идеалы.
  9. В этом виде спорта установлено три новых мировых рекорда.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. нар..стание, ок..менеть, з..рница
  2. (смотреть) иск..са, прогл..тить (косточку), сотв..рение
  3. обн..жённый, б..рдюр, тв..рение
  4. в..ршина (треугольника), м..муары, выж..дать
  5. нагр..вать (до кипения), т..рмометр, осв..домлённый
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. вз..мание (платы), пост..ндустриальный, сверх..нициативный
  2. бе..шумный, не..балансированный, и..синя-чёрный
  3. пр..задумался, непр..ходящие (ценности), (что-то) пр..виделось
  4. под..язычный, вз..ерошить, трёх..ярусный
  5. об..млеть, поз..прошлый, р..списная (ваза)
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. изолир..вать, оправд..вать
  2. полир..вать, насух..
  3. впад..на, задумч..вый
  4. распуг..вать, опрометч..вый
  5. кокетл..вый, устар..вать
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. заморож..нная (рыба), друж..шь
  2. пил..мые (дрова), неисполн..нные (желания)
  3. развива..щийся (ребёнок), (кошки) расцарапа..т
  4. терп..щий (бедствие), (плотники) приколот..т
  5. спил..шь, перестро..вший
Ответ:
 
.
13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
  1. (НЕ)ВДАЛЕКЕ от материка мореплаватели встретили огромные косяки рыб, преимущественно сельди и трески.
  2. Стоя (НЕ)ДАЛЕКО от террасы, я не мог не услышать их разговор.
  3. Учёность также может родить лишь листья, (НЕ)ДАВАЯ плодов.
  4. Писатель был потрясён внутренней силой людей, (НЕ)ТЕРЯЮЩИХ достоинства перед лицом страшных событий.
  5. Отец испытал в эту минуту ни с чем (НЕ)СРАВНИМУЮ радость.
Ответ:
 
.
14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
  1. Эта планета по меркам Солнечной системы совершенно необычная: (НА)МНОГО ближе к звезде, чем КТО(ЛИБО) мог предположить.
  2. Самые ласковые эпитеты и сравнения употребляются в народных песнях, сказках, загадках, припевках, когда речь заходит о льне: в среднерусских местах народные умельцы (ИЗ)ДАВНА любят изображать голубой распустившийся цветок льна на туесах и коромыслах, а ТАК(ЖЕ) вышивать его на полотенцах и занавесках.
  3. Если свернёте (НА)ЛЕВО, (ЗА)ТЕМ зданием найдёте парковку.
  4. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени Павел Третьяков, окружив себя (ПО)ИСТИНЕ даровитыми и знающими людьми, собирал полотна русских художников, опираясь на исключительное художественное чутьё.
  5. (В)ОТЛИЧИЕ от других борзых, афганская борзая не такая быстрая, (ЗА)ТО крепкая и выносливая, проворная в прыжках и способная уверенно передвигаться по пересечённой местности.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В саду был накрыт деревя(1)ый стол, уставле(2)ый букетами полевых цветов, середину которого занимал сдобный крендель, густо посыпа(3)ый сахарной пудрой, и оди(4)адцать горящих свечей обозначали число лет новорожде(5)ой.
Ответ:
 
.
16
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Шторы были раздвинуты и свет уличного фонаря слегка озарял постель и забинтованную голову больного.
  2. Домашняя собака если и найдёт где-нибудь вкусную кость то притащит её в свою конуру.
  3. То он листья сгребал в кучи то подрезал яблони и кусты у забора.
  4. Матрос был вытащен из воды на палубу и отправлен в машинное отделение на переодевание и отогревание.
  5. Желтизна пароходных труб и мачт соединялась в моём представлении с песками аравийской или сомалийской пустыни и с Красным морем.
Ответ:
 
.
17
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Капитан улыбнулся (1) и (2) сойдя на палубу (3) неторопливо подошёл к матросу (4) сидящему на полу (5) и раскручивающему кусок каната.
Ответ:
 
.
18
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однако (1) строительство железных дорог со стандартными параметрами (2) бесспорно (3) имеет ряд преимуществ. В этом случае можно перевозить грузы из одного государства в другое без перегрузки, и (4) кроме того (5) снижаются затраты на производство локомотивов.
Ответ:
 
.
19
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть учёный забудет (1) что он сделал (2) как только это сделано (3) и (4) пусть постоянно думает о том (5) что ещё должен сделать.
Ответ:
 
.
20
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2)Средняя температура января составляет минус 18 °С. (3)Холодный период продолжительный: снег ложится в конце октября и тает в конце марта. (4)Зимы малоснежные, местами покров – не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже –35 °С, оправдывая представления о суровой сибирской зиме. (5)Морозы сопровождаются ветрами – жизнь в степи на несколько дней замирает. (6)Безморозный период на равнинах длится 90–130 дней, а лето – около трёх месяцев. (7)Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °С. (8)Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто «в Сибири тепло не бывает». (9)Лето в алтайских степях – это обилие яркого солнца и жарких дней.
Ответ:
 
.
22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. – Заеду. Поди, недалече!
    Привет твоей Наде. Прощай.
    (М.В.Палиевский)
  2. А днём стояла дома тишина,
    Как будто в нём давно уже не жили…
    (М.В.Палиевский)
  3. …И голод гнул, своё беря сполна,
    Последние вытягивая жилы.
    (М.В.Палиевский)
  4. Кто сыт всю жизнь — вовеки не поймёт,
    Что значит вкус приснившегося хлеба.
    (М.В.Палиевский)
  5. …Но, как скворца услышу по весне,
    Колючей болью горло перехватит.
    (М.В.Палиевский)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. эпитет
  2. аллитерация
  3. эпифора
  4. сравнение
  5. гипербола
  6. олицетворение
  7. парцелляция
  8. риторическое восклицание
  9. вопросно-ответная форма изложения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     

Прочитайте текст и выполните задания 23–26.

(1)Кити была в особенности рада случаю побыть с глазу на глаз с мужем, потому что она заметила, как тень огорчения пробежала на его так живо всё отражающем лице в ту минуту, как он вошёл на террасу и спросил, о чём говорили, и ему не ответили.

(2)Когда они пошли пешком вперед других и вышли из виду дома на накатанную, пыльную и усыпанную ржаными колосьями и зернами дорогу, она крепче оперлась на его руку и прижала её к себе. (3)Он уже забыл о минутном неприятном впечатлении и наедине с нею испытывал теперь, когда мысль о её беременности ни на минуту не покидала его, то, ещё новое для него и радостное, совершенно чистое от чувственности наслаждение близости к любимой женщине. (4)Говорить было нечего, но ему хотелось слышать звук её голоса, так же как и взгляд изменившегося теперь при беременности.

(5)— Так ты не устанешь? (6)Упирайся больше, — сказал он.

(7)— Нет, я так рада случаю побыть с тобою наедине, и, признаюсь, как мне ни хорошо с ними, жалко наших зимних вечеров вдвоём.

(8)— То было хорошо, а это ещё лучше. (9)С тобой везде лучше, — сказал он, прижимая её руку.

(10)— Ты знаешь, про что мы говорили, когда ты вошёл?

(11)— Про варенье?

(12)— Да, и про варенье; но потом о том, как делают предложение.

(13)— А! — сказал Левин, более слушая звук её голоса, чем слова, которые она говорила, всё время думая о дороге, которая шла теперь лесом, и обходя те места, где бы она могла неверно ступить.

(14)— И о твоём брате Сергее Иваныче и Вареньке.(15)Что ты об этом думаешь? (16)— И она заглянула ему в лицо.

(17)— Не знаю, что думать, — улыбаясь, отвечал Левин. — (18)Сергей в этом отношении очень странен для меня. (19)Я ведь рассказывал...

(20)— Да, что он был влюблен в эту девушку, которая умерла...

(21)— Это было, когда я был ребёнком; я знаю это по преданиям. (22)Я помню его тогда. (23)Он был удивительно мил. (24)Но с тех пор я наблюдаю его с женщинами: он любезен, некоторые ему нравятся, но чувствуешь, что они для него просто люди, а не женщины. (25)Но его надо знать... (26)Мой брат особенный, удивительный человек. (27)Он слишком чистый и высокой души человек. (28)Он живёт одною духовною жизнью. (29)Он так привык жить одною духовною жизнью, что не может примириться с действительностью, а Варенька все-таки действительность.

(30)Левин уже привык теперь смело говорить свою мысль, не давая себе труда облекать её в точные слова; он знал, что жена поймёт, что он хочет сказать с намёка, и она поняла его.

(31)— Ты думаешь, что он не может влюбиться? — переводя на свой язык, сказала Кити.

(32)— Не то что не может влюбиться, - улыбаясь, сказал Левин, но унего нет той сердечной слабости, которая нужна… (33)Я всегда завидовал ему, и теперь даже, когда я так счастлив, всё-таки завидую.

(34)—Завидуешь, что он не может влюбиться?

(35)— Я завидую тому, что он лучше меня, — улыбаясь, сказал Левин. (36)— Он живёт не для себя: у него вся жизнь подчинена делу, и потому он может быть спокоен и доволен.

(37)— А ты? — с насмешливою, любовною улыбкой спросила Кити. (38)Она никак не могла бы выразить тот ход мыслей, который заставлял её улыбаться; но последний вывод был тот, что муж её, восхищающийся братом и унижающий себя пред ним, был неискренен. (39)Кити знала, что эта неискренность его происходила от любви к брату, что мужу совестно, что он слишком счастлив, она любила это в нём и потому улыбалась.

(40)— А ты? (41) Чем же ты недоволен? — спросила она с тою же улыбкой. (42)Её недоверие к его недовольствусобой радовало его, и он бессознательно вызывал её на то, чтоб она высказала причины своего недоверия.

(43)— Я счастлив, но недоволен собой… — сказал он.

(44)— Так как же ты можешь быть недоволен, если ты счастлив?

(45)— То есть как тебе сказать?… (46)Я в душе ничего не желаю, кроме того, чтобы вот ты не споткнулась. (47)Ах, да ведь нельзя же так прыгать! — прервал он свой разговор упрёком за то, что она сделала слишком быстрое движение, переступая через лежавший на тропинке сук. (48)— Но когда я рассуждаю о себе и сравниваю себя с другими, особенно с братом, я чувствую, что я плох. (49)Если б я мог любить всё, что я делаю, так, как я люблю тебя… (50)Впрочем, я так счастлив, что ничего не понимаю…

(51)— А ты уж думаешь, что он нынче сделает предложение Вареньке? — прибавил он, помолчав.

(52)— Мне ужасно хочется этого. (53)Вот постой, — она нагнулась и сорвала на краю дороги дикую ромашку, — ну, считай: сделает, не сделает предложение, — сказала она, подавая ему цветок.

(54)— Сделает, не сделает, — говорил Левин, обрывая белые узкие придорожные лепестки.

(55)— Нет, нет! — схватив его за руку, остановила его Кити, с волнением следившая за его пальцами. (56)— Ты два оторвал.

(57)— Ну, зато вот этот маленький не в счёт, — сказал Левин, срывая коротенький недоросший лепесток.

(По Л.Н. Толстому)
23
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Брат Левина сделал предложение Вареньке и теперь готовится к свадьбе.
  2. Кити понимала, что Левину совестно, что он слишком счастлив.
  3. Левин чувствует себя счастливым, но в то же время недоволен собой.
  4. Кити предложила мужу отправиться на прогулку, потому что устала от общения с гостями.
  5. Левин и Кити обсуждают, сделает ли брат Левина предложение Вареньке.
Ответ:
 
.
24
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 48—49 представлено рассуждение.
  2. Предложение 2 содержит в себе повествование с элементами описания.
  3. Предложения 33—34 по содержанию противопоставлены друг другу.
  4. Предложения 26—27 раскрывают, поясняют то, о чём говорится в предложении 25.
  5. В предложениях 30—31 перечислены последовательные события.
Ответ:
 
.
25
Из предложений 1—2 выпишите фразеологизм.
Ответ:
 
.
26
Среди предложений 1—4 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26