Единый государственный экзамен 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Есть такое понятие — возрастные особенности детей. Оно означает, что дети одного возраста во многом похожи при всех индивидуальных особенностях. У десятилетних детей большая активность, у них потребность побеждать, взобраться на дерево, прыгнуть, покататься на велосипеде. В десять лет человек предпочитает действовать, <...> не сидеть спокойно.

У десятилетних ещё нет чувства постоянных обязанностей: в один день они хорошо выполняют домашние задания, а в другой плохо. Они лучше работают коллективно и вместе со старшими. Характерная черта — вспыльчивость. Добрый ребёнок вдруг раздражается и впадает в гнев. Правда, они уже делают усилие, чтобы не заплакать. Мальчикам нравятся игры, похожие на занятия мужественных людей: пограничников, лётчиков, космонавтов.

1
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.
    Ответ:
     
    .
    2
    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
    1. ДЕЙСТВОВАТЬ. Оказывать воздействие, влиять. Лекарство на него действует хорошо. Уговоры на него не действуют.
    2. РАБОТАТЬ. Находиться в действии, осуществлять какую-нибудь деятельность. Сердце работает.
    3. СТАРШИЙ. Стоящий выше других по званию, должности, служебному положению. Старший научный сотрудник. Старший войсковой начальник
    4. ПОНЯТИЕ. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь. Определение понятия. Понятие квадрата.
    5. ОДИН. Тот же самый, тождественный. Жить с другом в одном доме.
    Ответ:
     
    .
    3
    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
    1. Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как в качестве главной информации выступают сведения о признаках, отличающих возрастные особенности детей (большая активность, лучше работают в коллективе).
    2. С помощью вводного слова правда автор выражает чувство удивления.
    3. Автор для передачи намерения ребёнка что-нибудь сделать употребляет глаголы совершенного вида (побежать, взобраться, прыгнуть, покататься).
    4. Прилагательные индивидуальных, постоянных вносят в текст эмоциональность.
    5. Личные местоимения оно и они служат средством связи с предыдущим предложением.
    Ответ:
     
    .

    4
    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
    1. пломбИровать
    2. обострЁнный
    3. снялА
    4. добрАла
    5. отзЫв (посла)
    Ответ:
     
    .
    5
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    • Получалось, что весь ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ пафос обращён на самого Иванова.
    • Иногда он сидел в своём кресле, глядя в пустоту и порой даже не ОТКЛИКАЯСЬ на собственное имя.
    • Это видение напоминало ОТРЫВОК старой и плохо сохранившейся фотографии.
    • Прочие семь недель я просидел дома, занимаясь ОРГАНИЧЕСКОЙ химией.
    • Волчонка ОХВАТИЛ ужас, но он лежал без звука, без движения, застыв, окаменев.
    Ответ:
     
    .
    6
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
    Многие девочки мечтают стать знаменитыми фигуристками, совсем не подразумевая о том, какие трудности им предстоит преодолеть, чтобы взойти на пьедестал.
    Ответ:
     
    .
    7
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    • ИЗВЕСТНЕЕ других
    • ЛЯГТЕ
    • старые ДЖЕМПЕРЫ
    • нет ПОМИДОР
    • СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
    Ответ:
     
    .
    8
    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    2. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
    4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Крузенштерн подал императору проект кругосветного плавания и получает поддержку Александра I.
    2. Ястреб, преследуя птицу, старается прижать её к земле, а затем хватает лапами.
    3. Свои пьесы Чехов называл комедиями даже тогда, когда в них, как, например, в "Чайке", много горечи.
    4. Все, кто мечтают покорять вершины гор, должны быть сильными и выносливыми.
    5. Большинство беженцев, находящихся в лагере, были больны.
    6. На юге и западе Ближнего Востока располагаются обширные равнины, имеющих немало выжженных солнцем пустынь.
    7. Расширяя границы своего государства, Александром Македонским были открыты неведомые европейцами земли.
    8. Бразилия — страна, сочетающая в себе три культуры: индейскую, европейскую и африканскую.
    9. Премьера оперы "Князя Игоря" состоялась в 1890 году в Мариинском театре в Петербурге.
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         
    9
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. зам..реть, ф..шенебельный, обр..тение
    2. расст..лать, вент..лятор, бл..стать
    3. выск..чка, предпол..гать, опл..тить
    4. усл..жнённость, пол..скать (горло), уп..мянуть
    5. см..родина, пл..вец, уг..реть
    Ответ:
     
    .
    10
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. ра..чертить, бе..плановый, и..ходить
    2. сверх..дейный, вз..мать, пост..мпрессионизм
    3. нед..верие, поз..вчера, пр..славяне
    4. без..языкий, бар..ерный, пред..юбилейный
    5. пр..морский, пр..чудливый, пр..творяться (больным)
    Ответ:
     
    .
    11
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. ноздр..ватый, ослаб..вать
    2. претерп..вая, вывеш..вать
    3. сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..
    4. кокетл..во, молод..нький
    5. застра..вать, завистл..вый
    Ответ:
     
    .
    12
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. дыш..шь, движ..мые (чувством страха)
    2. заед..шь, постро..вший (дом)
    3. потер..нное, встрет..т (друзья)
    4. постел..нный, посмотр..шь
    5. накол..шь (дров), высуш..шь
    Ответ:
     
    .
    13
    Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
    • Центры происхождения культурных растений (НЕ)ЕДИНСТВЕННОЕ открытие Н.И.Вавилова.
    • Люди (НЕ)ЗРЯ назвали эти века своей истории именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век.
    • Публику одинаково раздражали и излишние объяснения, и (НЕ)ДОСТУПНОЕ её пониманию "умничание" лектора.
    • Этот сплав оказался вовсе (НЕ)ПОДХОДЯЩИМ для изготовления детали.
    • Лесные дрозды хорошо уживаются с человеком, но (НЕ)ПОЗВОЛЯЮТ приближаться к своим гнёздам.
    Ответ:
     
    .
    14
    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    • Не (ЗА)ТО волка бьют, что сер, а (ЗА)ТО, что овцу съел.
    • Он ВСЁ(ЖЕ) решил задачу, обратив внимание НА(ПОДОБИЕ) треугольников.
    • (В)ОБЩЕМ, в результате переговоров все пришли к одному и ТОМУ(ЖЕ) заключению.
    • Мы обрадовались, (ОТ)ТОГО что пришли сюда (С)НОВА.
    • ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, КАК(БУДТО) в его словах нет никакой ценности.
    Ответ:
     
    .
    15
    Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
    Прославле(1)ая Преображенская церковь, построе(2)ая в 1714 году в ознаменование победы над шведами в Северной войне, имеет двадцать две главы, расположе(3)ые в пять радиусов, и сдела(4)а целиком из дерева.
    Ответ:
     
    .
    16
    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Клёны и осины оделись в жёлтые оранжевые и пурпурные юбки.
    2. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
    3. Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашками.
    4. Ночью ветер злится да стучит в окно.
    5. Передо мной лежало пожелтевшее написанное знакомым почерком письмо.
    Ответ:
     
    .
    17
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Плохим лектором считается тот, кто монотонно читает лекцию (1) не отводя взгляда (2) от (3) принесённой из дома (4) рукописи.
    Ответ:
     
    .
    18
    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Звёздочки ясные (1) звёзды высокие!
    Что (2) вы (3) храните в себе, что скрываете?
    Звёзды (4) таящие мысли глубокие,
    Силой какою (5) вы (6) душу пленяете?
    (С.А.Есенин)
    Ответ:
     
    .
    19
    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Только после того как Павел ещё раз открыл глаза (1) он вспомнил (2) что находится в своей квартире (3) что дети дома (4) потому что в школе каникулы (5) и что он в отпуске (6) до окончания (7) которого (8) осталась неделя.
    Ответ:
     
    .
    20
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках (2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце.
    Ответ:
     
    .
    21
    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры. (2) Оно зародилось в глубокой древности и поначалу вовсе не осознавалось как искусство. (3)Просто люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. (4)Коллективность творчества – характерная черта народного искусства. (5)Ведь за каждой вещью – будь то резная прялка или вышитой полотенце, расписная ложка или тканая скатерть – талант, труд и единодушие многих людей, в идеале – целого народа! (6)И красота тоже взята из этого источника. (7)И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. (8)И краски у неё берёт, и ритмы, и формы – вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы.
    Ответ:
     
    .

    Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

    (1)В Хошутово Нарышкина приехала на третий день к вечеру. (2)Она увидела селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник – шелюгу. (3)Хошутово было почти совсем занесено песком. (4)Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. (5)Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов.

    (6)Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, – потому что расчищенные места снова заваливались песком, – молчаливую бедность и смиренное отчаяние.

    (7)Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала ученье. (8)Ребята ходили неисправно. (9)Придут то пять человек, то все двадцать.

    (10)Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. (11)Хлеб в селе подходил к концу, и дети на глазах Марии Никифоровны худели и теряли интерес к сказкам.

    (12)Крепкая, весёлая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. (13)Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обречённом на вымирание. (14)Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей.

    (15)Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. (16)Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела. (17)И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение искусству превращать пустыню в живую землю. (18)Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. (19)Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. (20)Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ. (21)В округе к ней отнеслись сочувственно, но преподавателя по песчаной науке не дали, а дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело.

    (22)С большим трудом, к концу первого лета, удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью. (23)И уже через год Хошутова было не узнать. (24)Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов.

    (25)Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник. (26)Она вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу. (27)Даже шелюговые посадки увеличили урожай трав, а сосна – дерево попрочней.

    (28)На третий год жизни Марии Никифоровны в Хошутове случилась беда. (29)Безветренная степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада. (30)Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – всё обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. (31)Мария Никифоровна заметалась от этой первой, настоящей в её жизни печали и с молодой злобой пошла к вождю кочевников.

    (32)Вождь выслушал её молча и вежливо, потом сказал:

    – Травы мало, людей и скота много: нечего делать, барышня. (33)Если в Хошутове будет больше людей, чем кочевников, они нас прогонят в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас. (34)Мы не злы, и вы не злы, но мало травы. (35)Кто-нибудь умирает и ругается.

    (36)В ту же ночь Мария Никифоровна уехала в округ. (37)В округе её выслушал завокроно и сказал:

    – Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас. (38)Население уже обучилось бороться с песками и, когда уйдут кочевники, начнёт шелюгу сажать снова. (39)А вы не согласились бы перевестись в Сафуту? (40) Если бы вы, Мария Никифоровна, обучили бы осевших там кочевников культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и остальных кочевников. (41)Посадки же русских поселенцев истреблялись бы всё реже и реже...

    (42)Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это деревцо лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..» (43)Потом она вспомнила вождя кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков, и сказала:

    – Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... (45)Приеду не по песку, а по лесной дороге. (46)Будьте здоровы – дожидайтесь!

    Завокроно подошёл к ней.

    – (48)Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. (49)Люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...

    (По А.П.Платонову)
    22
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. Через полтора года вокруг зазеленели шелюговые посадки, которые увеличили урожай трав.
    2. Селение, в которое приехала Мария Никифоровна почти полностью было занесено песком.
    3. Мария Никифоровна отказалась жить в песчаной пустыне среди диких кочевников.
    4. Крестьяне с радостью приняли решение о проведении добровольных общественных работ.
    5. Мария Никифоровна поняла, что нельзя учить голодных и больных детей.
    Ответ:
     
    .
    23
    Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
    1. Предложение 26 противопоставлено по содержанию предложению 27.
    2. В предложениях 7-8 представлено повествование.
    3. В предложениях 33-35 представлено рассуждение.
    4. Предложение 20 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 19.
    5. В предложениях 2-4 содержатся элементы описания.
    Ответ:
     
    .
    24
    Из предложений 22-27 выпишите антонимы (антонимическую пару).
    Ответ:
     
    .
    25
    Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    Ответ:
     
    .
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    26
    «В начале текста А.П.Платонов подчеркнул тяжесть жизни людей в песках с помощью тропов (А)____("молчаливая бедность" в предложении 6) и (Б)_____(«как лето» в предложении 10). Затем, продолжая раскрывать обозначенную тему, автор использует фигуру речи (В)____(«обглодали, вытоптали и истребили» в предложении 30) и средство выразительности лексики (Г)_________(в предложении 32)».

    Список терминов:
    1. лексический повтор
    2. противопоставление
    3. гипербола
    4. антонимы
    5. сравнение
    6. градация
    7. метафора
    8. разговорная лексика
    9. эпитет
    Ответ:
    АБВГ
        
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26