Единый государственный экзамен 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Ключевую роль в регуляции частоты сердечных сокращений в организме человека играет нервная система (в том числе блуждающий нерв). (2)Ведь она, работая автоматически, заставляет сердце сокращаться в нужном ритме даже во время сна. (3)Особенностью работы нервной системы является то, что одна группа нервов ускоряет сердцебиение, <…> другая замедляет его, действуя как своеобразный тормоз.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Особенностью работы нервной системы является то, что именно во время сна она отвечает за регуляцию частоты сердечных сокращений в организме человека.
  2. Ключевым механизмом, отвечающим за регуляцию частоты сердечных сокращений, является нервная система человека, которая работает автоматически, при необходимости ускоряя или замедляя сердцебиение.
  3. В регуляции частоты сердечных сокращений в организме человека важную роль играет блуждающий нерв, который заставляет сердце биться чаще, повышая общую готовность организма к действию.
  4. Нервная система человека работает автоматически, играет ключевую роль в регуляции частоты сердечных сокращений в человеческом организме, при необходимости ускоряя или замедляя сердцебиение.
  5. Нервная система человека заставляет сердце сокращаться в нужном ритме, при этом блуждающий нерв действует как своеобразный тормоз.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТАТЬ (РАБОТАЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАБОТАТЬ, -аю, -аешь; несов.
  1. Трудиться над чем-н., а также вообще находиться в действии, в работе. Р. у станка. Весь день р. над книгой. Машина работает. Завод работает. Магазин работает без перерыва. Не мешайте р.
  2. Иметь где-н. какое-н. постоянное занятие, должность, служить. Р. на заводе, в институте, в театре. Р. слесарем.
  3. на кого-что. Действовать в чьих-л. интересах. Р. на тайную полицию. Р. на конкурентов.
  4. чем. Управлять чем-н. Р. рычагом. Р. локтями (перен. проталкиваться, распихивая других; разг.).
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • цемЕнт
  • договОренность
  • гналАсь
  • формировАть
  • ободренА
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • По КАМЕНИСТОМУ берегу мы спустились к быстротекущей Волге.
  • Резкий ОТКЛИК полицейского заставил толпу остановиться.
  • ПРИЗНАННЫЙ учёный-физик посетил наш университет.
  • На местном рынке мы увидели красивый нож с КОСТЯНОЙ ручкой.
  • В кафе ОТГРАНИЧИЛИ детскую зону от взрослой верёвочной сеткой.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Статья учёного посвящена важнейшей проблеме устойчивой стабилизации обмотки магнитной системы.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • вопреки ИМ
  • в ДВАДЦАТИ ПЯТИ случаях
  • молодые ДИСПЕТЧЕРА
  • на свадьбе КАЛМЫКОВ
  • самый СТРОГИЙ
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
  3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. На берегу Северного пролива, ведущего из Атлантики в Ирландское море, поднимаются невысокие горы Антрим.
  2. Ольга всегда поступала наперекор желанию отца.
  3. Этот молодой человек одевается отлично и со вкусом.
  4. На западе страны находятся самые высокие горы Австрии, покрытая снегами и ледниками.
  5. Вера была в течение этой недели в парке, пляже, кино.
  6. В Средние века владельцы замков демонстрировали своё могущество, возводя неприступные стены с бойницами.
  7. Вопреки решения комиссии, Олег продолжал тренироваться.
  8. Дети отвечали, что пусть бы лучше не вмешивались в их дела.
  9. Начав работать над диссертацией, у меня уже не было времени на беседы с другом.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. сетевой (шнур), умалять (значение), пятнистый
  2. отряхнуть, навевать (воспоминания), приласкать (щенка)
  3. олицетворение, преобразовать, выросли  
  4. соберёт, абитуриент, поседеть (от горя)
  5. раздираемый (противоречиями), улетучиться, кредит
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..града, пр..емлемый, пр..вышение
  2. пр..держаться (месяц), пр..бабушка, об..бщить
  3. пред..юньский, с..грать, небез..нтересный
  4. ин..екция, необ..яснимый, трёх..язычный
  5. ни..ходящий, не..добровать, ра..чёт
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. масл..ное (пятно), затм..вать
  2. гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости)
  3. издавн.., засветл..
  4. неряшл..вая, ута..вать
  5. белорус..кий, сентябрь..кий
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. дремл..щий, пряч..щийся
  2. бормоч..т (ручьи), щебеч..щая (птица)
  3. исследу..мый, выкач..нная (нефть)
  4. (он) хлопоч..т, вырубл..нный
  5. уступ..шь, (она) ненавид..т
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Жизнь учёного (НЕ)СПОКОЙНАЯ идиллия, как думают многие, а упорная борьба с окружающими и самим собой.
  • В наши дни часто появляются художественные произведения, ничего (НЕ)ГОВОРЯЩИЕ ни уму, ни сердцу.
  • Многие учёные нашего времени, сами того (НЕ)ПОДОЗРЕВАЯ, чрезвычайно близко подшли к воззрениям древних философов.
  • Истинная вежливость (НЕ)РАЗЛУЧНА с уважением личности другого человека.
  • В резерве человечества остаётся пока ещё (НЕ)ОСВОЕННАЯ возможность использования термоядерного ресурса.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (ВО)ВРЕМЯ плавания экспедиция открыла новые острова и прошла пролив, названный (В)ПОСЛЕДСТВИИ Беринговым.
  • Хотя есть (ПРОТИВО)РЕЧИВЫЕ оценки деятельности Петра I, но (ПО)МНЕНИЮ многих, он величайший человек своего столетия.
  • (В)ТЕЧЕНИЕ полутора лет экспедиция под руководством Беринга добиралась до Тихого океана и (НА)КОНЕЦ отправилась в путь на судне «Святой Гавриил».
  • В ТО(ЖЕ) самое время в Петербурге уже подготавливали новую экспедицию, которой, кроме плавания в Тихом океане, предстояли и СО(ВСЕМ) иные маршруты.
  • Петр I хотел, ЧТО(БЫ) Россия, получившая выход на Балтику, стала ТАК(ЖЕ) сильной тихоокеанской державой.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное весе(1)ее время, назва(2)ое мною весной света, когда первый воробей запоёт по-своему в сте(3)ой печурке, жёлоб высунет из себя ледя(4)ой язык, и с него закапает, и поперёк тротуара побежит первый маленький ручей.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Утром мы наскоро попили чаю с вареньем мёдом и свежим хлебом и вчетвером отправились на отцовской лодке на другой берег.
  2. На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
  3. Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы.
  4. На столе лежали только книги да подшивки старых газет.
  5. Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
Ответ:
 
.
18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Счастье (1) по-моему (2) многогранно. Ведь у людей много желаний, и все они (3) безусловно (4) разные.
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И.Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всё (1) что лежало под рукой (2) и что легко приходит в голову (3) давно проверено (4) и поэтому только на новых фактах, на новых наблюдениях можно строить новые достижения.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Герои сказок Бажова Павла Петровича жили, казалось, в самых не подходящих для сказов местах: в горных шахтах, среди заводского шума. (2)Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. (3)А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. (4)Став учителем, он в свободное время бывал на заводах и в деревнях. (5)Бажову были интересны простые уральские мастера, которые лили сталь и создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. (6)В 1924 году он выпустил свою первую книгу, ставшую радостным открытием для всех читателей: от детворы до умудрённых старцев.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Самые древние профессии изменились. (2)Как и сотни лет назад, строитель возводит дом, однако он успевает при своей жизни увидеть результаты своих трудов завершёнными неоднократно. (3)Он видит десятки построенных им сооружений. (4)Это не тот строитель, который приступал к возведению собора Святого Петра, зная, что никогда не увидит его очертания при жизни.

(5)Всё стало проще. (6)Исчезло понятие выходного костюма. (7)Рубашка нынче не проблема ни для бедного, ни для богатого. (8)Всё вокруг личности быстро меняется – карта мира, скорости, аппаратура; спутники могут летать над любыми странами. (9)Меняются условия труда. (10)Они меняются при жизни человека несколько раз – меняются станки, автомобили, меняются марки автомобилей, марки холодильников, телевизоров, радиоприёмников. (11)Что же остаётся неизменным? (12)Книги, картины, музыка. (13)Вот что любопытно: Дон Кихот верен нам, и Рублёв, и Глинка...

(14)Внуки тех, кто работал напильником, топором, паяльной лампой, на маленьком токарном станке, сегодня сидят в кабинах мощных экскаваторов, могут реанимировать – вернуть жизнь человеку, у которого наступила клиническая смерть. (15)В их руках несравнимые мощности, энергия, температуры. (16)Что он чувствует, этот человек? (17)Он чувствует совсем иную ответственность. (18)Это другая психология, чем у того, кто работал молотком или ломом. (19)На заводе станочник обрабатывает детали для генератора в миллионы киловатт. (20)Если он «запорет» такую деталь, это и потери громадной стоимости, и сроков, и энергии, потери, неисчислимые по сравнению с прошлой ответственностью. (21)Естественно, что возросла эмоциональная нагрузка, напряжение. (22)Всё это накладывает на человека новые обязательства, повышает его общественное самосознание, заставляет видеть себя иначе, относиться к себе с уважением и интересом. (23)Он знает своё могущество.

(24)Но тут же возникает и другое – личность иногда начинает цениться в первую очередь по её знаниям, по её способностям – научным, техническим, организаторским. (25)Общительность, доброта, правдивость – то, что так украшает жизнь и так нужно окружающим людям, – в этих условиях формально не учитываются, меньше значат, чем умение обслужить и дать норму. (26)Даже в научной работе, казалось бы, сугубо творческой – и там нужно выполнение плана, отчёт, выполнение обязательств, умение обеспечить, достать. (27)Научно-техническая революция требует от личности творческой инициативы, и в то же время эта инициатива далеко не всегда используется и поощряется.

(28)Человек, работающий сегодня, живёт во всенарастающем цейтноте. (29)Скорее, больше, больше, некогда... (30)Время куда-то исчезает, его всё меньше, меньше, хотя мы всячески его экономим.

(31)Успеваем ли мы осмысливать свою деятельность? (32)Во имя чего совершается бурная деятельность инженера, учёного? (33)То и дело мы сталкиваемся со случаями, когда кажется важным прежде всего сама разработка, само открытие, результат. (34)Всё предопределено, спланировано. (35)А ведь, кроме того, интересен сам процесс познания, он должен увлекать человека, а открытие, как заметил академик Мигдал, – оно может быть, а может и не быть.

(По Д. Гранину)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. По сравнению с предыдущими эпохами в наши дни значительно возросли эмоциональные нагрузки и напряжение.
  2. Неважно, увлекает или нет человека процесс познания, главное, чтобы был достигнут результат.
  3. Вокруг нас всё быстро меняется: карта мира, скорости, книги, картины, музыка.
  4. В век научно-технической революции духовные качества часто для окружающих имеют меньшее значение, чем профессиональные умения.
  5. Строитель – это одна из самых древних профессий.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложение 35 противопоставлено по содержанию предложениям 33, 34.
  2. Предложения 6, 7 объясняют содержание предложения 5.
  3. Предложение 26 содержит элемент описания.
  4. Предложения 17, 18 содержат рассуждение.
  5. Предложение 9 указывает причину того, о чём говорится в предложении 10.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 26–29 выпишите слово, имеющее значение «сильно ощущаемый недостаток времени».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 14–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«С целью привлечения внимания читателя к поднятой проблеме и воздействия на его чувства Д.Гранин использует такую фигуру речи, как (А) __________ (в предложениях 11, 16, 31). Для того чтобы показать изменения, произошедшие в обществе, автор прибегает к лексическому средству – (Б) __________ (в предложениях 29, 30). В тексте много (В) __________ (например, в предложениях 14, 18): они необходимы для описания окружающих нас реалий. А синтаксическое средство выразительности (Г) __________ (в предложениях 10, 33) конкретизируют то, что изображается, придаёт тексту динамику и экспрессию».

Список терминов:
  1. эпитеты
  2. восклицательные предложения
  3. инверсия
  4. антонимы
  5. синекдоха
  6. однородные члены предложения
  7. синонимы
  8. риторический вопрос
  9. термины
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26