Единый государственный экзамен 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Есть такое понятие — возрастные особенности детей. Оно означает, что дети одного возраста во многом похожи при всех индивидуальных особенностях. У десятилетних детей большая активность, у них потребность побеждать, взобраться на дерево, прыгнуть, покататься на велосипеде. В десять лет человек предпочитает действовать, <...> не сидеть спокойно.

У десятилетних ещё нет чувства постоянных обязанностей: в один день они хорошо выполняют домашние задания, а в другой плохо. Они лучше работают коллективно и вместе со старшими. Характерная черта — вспыльчивость. Добрый ребёнок вдруг раздражается и впадает в гнев. Правда, они уже делают усилие, чтобы не заплакать. Мальчикам нравятся игры, похожие на занятия мужественных людей: пограничников, лётчиков, космонавтов.

1
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.
    Ответ:
     
    .
    2
    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
    1. СТАРШИЙ. Стоящий выше других по званию, должности, служебному положению. Старший научный сотрудник. Старший войсковой начальник
    2. ПОНЯТИЕ. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь. Определение понятия. Понятие квадрата.
    3. РАБОТАТЬ. Находиться в действии, осуществлять какую-нибудь деятельность. Сердце работает.
    4. ДЕЙСТВОВАТЬ. Оказывать воздействие, влиять. Лекарство на него действует хорошо. Уговоры на него не действуют.
    5. ОДИН. Тот же самый, тождественный. Жить с другом в одном доме.
    Ответ:
     
    .
    3
    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
    1. С помощью вводного слова правда автор выражает чувство удивления.
    2. Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как в качестве главной информации выступают сведения о признаках, отличающих возрастные особенности детей (большая активность, лучше работают в коллективе).
    3. Прилагательные индивидуальных, постоянных вносят в текст эмоциональность.
    4. Личные местоимения оно и они служат средством связи с предыдущим предложением.
    5. Автор для передачи намерения ребёнка что-нибудь сделать употребляет глаголы совершенного вида (побежать, взобраться, прыгнуть, покататься).
    Ответ:
     
    .

    4
    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
    1. дозвонИтся
    2. снятА
    3. бухгалтерОв
    4. локтЯ
    5. донельзЯ
    Ответ:
     
    .
    5
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    • Командир партизанского отряда понимал, что ситуация развивается ДРАМАТИЧНЫМ образом, но всё же надеялся на успех.
    • Виктор не мог ПРЕДСТАВИТЬ себе счастливую жизнь без любимой работы, семьи, встреч с друзьями, путешествий.
    • В наши дни кое-кто забыл о ЗВЕРИНОЙ сущности фашизма.
    • Историки лишь немного ПОНИЗИЛИ количество русских военных кораблей и реальную численность матросов, принимавших участие в сражении.
    • Юрист фирмы проверил НАЛИЧИЕ денег на счёте, а затем позвонил директору.
    Ответ:
     
    .
    6
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
    Многие девочки мечтают стать знаменитыми фигуристками, совсем не подразумевая о том, какие трудности им предстоит преодолеть, чтобы взойти на пьедестал.
    Ответ:
     
    .
    7
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    • в ШЕСТИДЕСЯТИ километрах
    • петь более ЗВОНКО
    • ЧЕТВЕРО львят
    • ПРИБЕГАЯ к финишу
    • НАБЕГУЩАЯ туча
    Ответ:
     
    .
    8
    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    1. неправильное построение предложения с косвенной речью
    2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
    3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
    4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    5. ошибка в построении предложения с однородными членами
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Дети отвечали, что пусть бы лучше не вмешивались в их дела.
    2. Ольга всегда поступала наперекор желанию отца.
    3. На западе страны находятся самые высокие горы Австрии, покрытая снегами и ледниками.
    4. В Средние века владельцы замков демонстрировали своё могущество, возводя неприступные стены с бойницами.
    5. Вопреки решения комиссии, Олег продолжал тренироваться.
    6. На берегу Северного пролива, ведущего из Атлантики в Ирландское море, поднимаются невысокие горы Антрим.
    7. Этот молодой человек одевается отлично и со вкусом.
    8. Вера была в течение этой недели в парке, пляже, кино.
    9. Начав работать над диссертацией, у меня уже не было времени на беседы с другом.
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         
    9
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. скл..няться, об..няние, вд..хновлять
    2. аб..жур, попл..вок, об..ятельный
    3. уд..лённый, зар..сти, к..рниз
    4. к..сички, оз..рение, г..ревать
    5. п..рила, зам..реть, р..петитор
    Ответ:
     
    .
    10
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. об..ск, роз..скной, контр..тог
    2. в..карабкаться, ни..падать, ..бежать
    3. пр..бежище, пр..школьный, пр..открыть
    4. под..брать, от..гнать, с..бирать
    5. бул..он, почтал..он, в..юга
    Ответ:
     
    .
    11
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. догадл..вый, выздоравл..вая
    2. форел..вый, молод..нький
    3. (новая) владел..ца, гор..вать
    4. нефт..ной, болот..стый
    5. кирилл..ца, забол..вающий
    Ответ:
     
    .
    12
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. издава..мые, реж..м
    2. напряга..мый, засуш..нные
    3. кле..мые, жар..ное
    4. рассматрива..мый, муч..мый (сомнениями)
    5. стро..щееся (здание), (они) смотр..т
    Ответ:
     
    .
    13
    Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
    • Это был обычный, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ день.
    • Девочке со спичками из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена (НЕ)ОТКУДА было ждать помощи.
    • (НЕ)ИЗБАЛОВАННЫЙ родителями ребёнок будет легче преодолевать жизненные трудности.
    • Шила в мешке (НЕ)УТАИШЬ.
    • Он уехал, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ ответа.
    Ответ:
     
    .
    14
    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    • Катастрофа не произойдёт, если, имея (В)ВИДУ климатические изменения, (ВО)ВРЕМЯ принять меры.
    • (В)СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ)ТУДА выкатилось пять грузовиков.
    • (ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (ЗА)ТЕМ публика оценила его книги по достоинству.
    • Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Илью Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
    • Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
    Ответ:
     
    .
    15
    Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
    Представители позднего классицизма были убежде(1)ы, что искусство предназначе(2)о для глуби(3)ого постижения человека и мироздания.
    Ответ:
     
    .
    16
    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Воздух лёгок и чист и замёрзла река.
    2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
    3. Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.
    4. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху.
    5. Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
    Ответ:
     
    .
    17
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ровный белый свет уличного фонаря (1) наполняя комнату (2) причудливыми бликами (3) придавал зимнему пейзажу (4) поразившее нас (5) очарование.
    Ответ:
     
    .
    18
    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Не знаю, где приют твоей гордыне
    Ты (1) милая (2) ты (3) нежная (4) нашла...
    Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
    В котором (5) ты (6) в сырую ночь ушла...
    (А.А. Блок)
    Ответ:
     
    .
    19
    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Отцу казалось (1) что так будет легче сосредоточиться и подготовить себя к тому разговору (2) при одной мысли (3) о котором (4) тягостно холодело внутри (5) потому что он опасался реакции сына.
    Ответ:
     
    .
    20
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Благодаря земному притяжению каждое тело (1) вблизи поверхности земли обладает пропорциональным его массе весом (2) поэтому (3) если мы роняем какой-то предмет (4) он падает.
    Ответ:
     
    .
    21
    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)У каждого человека есть на земле место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Одним из самых красивых, самобытных мест земного шара является Алтайский край. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, берёзовые рощи с растением кукушкины слёзки и таинственные урочища со следами диких животных – это всё мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория неслыханных богатейших сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно глядящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постигнуть и ощутить его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты туристических маршрутов.
    Ответ:
     
    .

    Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

    (1)Я почему-то стащила платок с головы и подошла к постели бабушки. (2)Сильный взрыв в этот миг сотряс наш домишко. (3)А бабушка лежала на подушках, по-крестьянски повязанная белым платочком; её лицо стало совсем-совсем маленьким и морщинистым, глаза запали очень глубоко, но смотрели из впадин своих умно и просветлённо. (4)Но больше всего меня поразили её сложенные на груди руки: они казались непомерно громадными — столько узлов и мозолей было на пальцах, такие вздувшиеся, крупные, синие вены увивали их. (5)Это были руки женщины, которая из своих восьмидесяти семи лет работала ровно восемьдесят, руки матери, которая родила, кормила, пеленала и поднимала четырнадцать человек детей и множество внуков и даже правнуков. (6)Я глядела на её махонькое, чуть теплящееся лицо, на живо мерцающие глаза и на её огромные руки с небывалым трепетом, почти со страхом, и вдруг подумала, что за всю свою жизнь я ничего-ничего хорошего не сделала и даже не сказала бабушке... (7)Как я могла, чтобы так получилось? (8)Я вспомнила вдруг так же, как она водила меня в баню, сажала в шайку с «холодненькой» водичкой, покупала у ворот бани чёрный и дико сладкий «рожок» или давала выпить кисленького квасу. (9)А я? (10)Что я сделала хорошего ей, тёте Варе, отцу? (11)Ничего. (12)Мне не до них было, мне было некогда...

    (13)— Мама, — окликнула её тетя Варя, — к вам Ляля пришла проститься.

    (14)Глаза её стали живее, и огромные руки зашевелились.

    (15)— Варька, — сказала она строго, — что ж ты госпиталь в такое время бросила?

    (16)— Там меня заменяют, мама, — покорно ответила тётя Варя.

    (17)Бабушка повернула ко мне голову, долго молча глядела на меня с неизъяснимой нежностью и любовью.

    (18)— Лялечка… внучка моя первая… дай я тебя благословлю.

    (19)И вновь сильный взрыв шатнул наш старый дом, пока она узловатой, почти чугунной на вид, но легчайшей своей рукой медленно благословила меня. (20)Я прижалась губами к её руке, уже прохладной.

    (21)— Ну вот, — шелестела она еле слышно, но внятно, — ну, хоть одну внучку повидала… (22)А Муська-то, Муська-то где?

    (23)— Она в Москве, бабушка…

    (24)— Москву-то… тоже бомбят?

    (25)— Тоже, бабушка…

    (26)— А где она, Москва? (27)Ну, в какой стороне?

    (28)Не совсем поняв её вопрос, я наугад указала на стену, возле которой она лежала.

    (29)Она чуть-чуть повернулась к стене и вновь подняла свою огромную натруженную руку и небольшим крестом — на большой-то у неё уже не было сил — благословила её, прошелестев:

    (30)— Спаси, господи, рабу твою Марию и красную твою столицу Москву…

    (31)И вдруг неведомое доселе чувство, похожее на разгорающееся зарево, начало подниматься во мне.

    (32)«Вот как она умирает: не спеша, торжественно… (33)Вот прощается, благословляет… (34)Это всё, чем может она принять участие в войне… (35)Это её последний труд в жизни. (36)Говорили, когда умирал Павлов, он следил за своим состоянием и диктовал свои ощущении ассистенту, сидевшему около. (37)И вот к нему постучали, хотели войти, но он ответил: «Павлов занят — Павлов умирает». (38)Гений человечества — и тёмная моя бабушка… (39)Впрочем, почему же она темная? (40)Разве трудиться, любить, без конца любить, так, чтоб в последний час свой помнить о родных, о родине, — это не чистейшие вершины духа? (41)Итак, гений Павлов и бабушка моя умирали одинаково — бесстрашно и всё время помня о жизни, и во имя её совершая последние деяния… (42)Но ведь это вовсе не смерть, это вызов… (43)Вызов бушующей кругом, насланной на нас смерти. (44)Но разве ж и мы не так умираем? (45)Мы, те, кто под снарядами и кто дерется там, в этих урчащих облаках? (46)Так! (47)Не замечая смерти, помня только о жизни. (48)А раз так, значит… значит, смерти просто нет, и не надо её ничуть бояться.

    (По О.Ф. Берггольц)
    22
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. Лялечка была первой внучкой бабушки.
    2. Благословение Москвы – это всё, чем бабушка могла принять участие в войне.
    3. Защитники Москвы умирают, не замечая смерти, помня только о жизни, а это значит, что смерти просто нет.
    4. Бабушке исполнилось восемьдесят лет.
    5. Павлов мужественно записывал все ощущения, которые испытывал, умирая.
    Ответ:
     
    .
    23
    Какие из перечисленных утверждений являются неверными? Укажите номера ответов.
    1. Предложения 9–10 иллюстрируют суждения, высказанные в предложениях 7-8.
    2. В предложении 6 присутствует элемент описания.
    3. Предложение 20 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 19.
    4. Предложения 41–42 содержат рассуждение.
    5. Предложения 1–2 содержат повествование.
    Ответ:
     
    .
    24
    Из предложений 28–31 выпишите устаревшее слово.
    Ответ:
     
    .
    25
    Среди предложений 36–44 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    Ответ:
     
    .
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    26
    «О великом подвиге повествует Ольга Берггольц. Отсюда в тексте фигура речи (А)____(в предложениях 32-33) и троп (Б)_____("чистейшие вершины духа" в предложении 40). Отсюда обращение к лексическим средствам выразительности (В)____(«деяния» в предложении 41) и (Г)_________(в предложении 42)».

    Список терминов:
    1. анафора
    2. синекдоха
    3. сравнение
    4. инверсия
    5. риторические вопросы
    6. развёрнутая метафора
    7. контекстуальные антонимы
    8. книжная высокая лексика
    9. эллипсис
    Ответ:
    АБВГ
        
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26