Единый государственный экзамен 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, <...> любая способность, которую не тренируют. (3)Вследствие этого сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Сознание человека, который получает основную информацию в Сети, меняется: оно отвыкает работать с большими текстами, соответственно, меняется и «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает.
  2. Современные исследователи утверждают, что сознание человека, получающего основную информацию в Сети, привыкает работать с большими текстами.
  3. Учёные установили, что у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает, так как сознание отвыкает работать с большими текстами.
  4. Согласно наблюдениям исследователей, получая информацию в Сети, современный человек теряет способность концентрироваться и запоминать композицию образов и идей, системно мыслить, видеть в хаосе случайных элементов структуру и закономерность.
  5. У современного человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: сознание привыкает работать с большими текстами, поэтому развивается навык внимательного чтения, а навык сканирующего чтения, напротив, деградирует.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы ж.
  1. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
  2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
  3. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
  4. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • нарОст
  • суетлИва
  • кровотОчащий
  • озлОбить
  • договорЁнность
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • ВЫДАЧА книг и вся работа библиотеки в связи с отключением электричества была затруднена.
  • Дедушка с бабушкой с печалью вспоминали о БЫЛОМ как о невозвратном счастье.
  • Огромный стадион, вмещающий двести тысяч зрителей, был ПЕРЕПОЛНЕН.
  • Это очень эмоциональный, АРТИСТИЧНЫЙ и обаятельный человек.
  • Порой человек БЕЗОТВЕТНО относится к тому, что дала ему природа, не понимая смысл своей эволюции.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • ПОЛОЖИ в сумку
  • несколько КОЧЕРЁГ
  • выступали ПРОФЕССОРЫ
  • ПЯТЬЮСТАМИ рублями
  • менее СЛАДКИЙ фрукт
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. С каждым годом множилось число тех, кто любил пострелять дичь и воспользоваться с выгодой прочими дарами леса.
  2. В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
  3. Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу.
  4. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
  5. Он надеялся опубликовать повесть и познакомить читателей с ней до начала следующего года.
  6. В поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин широко использует фольклорные мотивы.
  7. Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.
  8. Мы спросили, вправе ли рассчитывать на помощь государства.
  9. Я люблю и горжусь сыном.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. м..тель, накл..нить, кр..чать
  2. взгл..нуть, т..плота, б..глецы
  3. ш..лковистый, рем..нтировать, неср..внимый
  4. пер..одический, гр..бешок, св..стеть
  5. т..нчайший, с..довый, в..левой (характер)
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..морский, пр..остановить, пр..вилегированный
  2. и..целить, ра..пушиться, бе..шумно
  3. мед..нститут, пред..стория, контр..гра
  4. пр..обладать, пр..вратить, пр..освященство
  5. пр..бабка, пр..молчать, н..ставник
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. реснитч..тый, (повернуть) влев..
  2. использ..вать, зрач..к
  3. форел..вый, перекле..вать
  4. кавказ..кий, одес..кий
  5. горош..нка, приветл..вый
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. упроща..шь, ужал..вший (в руку)
  2. задерж..вшийся, держ..щий
  3. (можно) наде..ться, зате..нный (разговор)
  4. (он) расстел..т, заправ..шь
  5. относ..шься, надума..шь
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Михаил уехал из города вовсе (НЕ)НАДОЛГО – на неделю.
  • Сказанного слова назад (НЕ)ВОРОТИШЬ.
  • Даже (НЕ)СМОТРЯ в окно, я понял, что на улице моросит дождь.
  • (НЕ)ИССЛЕДОВАННАЯ ранее местность привлекла внимание геологов.
  • Катя нахмурилась, слушая речь своей вечно (НЕ)ГОДУЮЩЕЙ сестры.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
  • Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.
  • И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.
  • (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.
  • Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Теплоход замер у подножия каменистого острова с полуразруше(1)ым монастырём по другую сторону, стари(2)ыми церковками и часовенками по опушкам и в чаще, мостиками через ручьи и овраги, с туристскими тропами и звери(3)ыми тропками, замер на грани двух прохлад – резкой озёрной и мягкой лесной, – со всей своей начинкой: хорошими и плохими людьми, жадными до впечатлений экскурсантами, растрога(4)ыми любителями природы, уставшими от города труже(5)иками, дисциплинирова(6)ой командой.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Саша не решился вступиться за товарища и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.
  2. Днём и ночью утром и вечером Никита страстно скучал по своей семье жаждал поскорее вернуться.
  3. Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
  4. Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.
  5. Высоко в горах воздух был кристально чистым и вода была особенно целебной.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу господина (4) что оставил его одного и убежал за помощью.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Расскажи (1) дорогой (2)
Что случилось (3) с тобой,
Расскажи (4) дорогой (5) не таясь!
(В.С. Высоцкий)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он раздобыл где-то магнитофон (1) корпус (2) которого (3) был весь замотан изолентой (4) отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Учёный думал о том (1) что (2) когда (3) завершится эксперимент (4) нужно будет немедленно сообщить о его результатах научному сообществу.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Озеро Кезенойам – живописный высокогорный водоём, расположенный на Северном Кавказе, на южном склоне Андийского хребта на высоте 1870 м над уровнем моря. (2)Считается, что Кезенойам по своим размерам ничуть не уступает известным Голубым озёрам Кабардино-Балкарии. (3)Озеро возникло за гигантской плотиной высотой более 100 км ещё в древние времена, когда горный обвал запрудил ущелья двух небольших речек – Хорсум и Каухи. (4)В настоящее время площадь поверхности озера – 1,7 км². (5)Кезенойам расположено в зоне чудесных горных лугов и степей. (6)В течение всего года, в том числе зимой, преобладает солнечная погода. (7)Вода озера прозрачная и холодная: летом её температура на поверхности не поднимается выше 17–18°. (8)Зимой озеро замерзает, толщина льда порой достигает 80 см. (9)В Кезенойам водится особый вид форели, имеющий яркую окраску: на тёмных боках рыбы выделяются красные пятна.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2)То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3)Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4)Подходы к ним были минированы.

(5)Было ровно двенадцать. (6)Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7)Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8)Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков. (9)Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов – немцы ещё молчали. (10)Но вот кто-то не выдержал. (11)Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12)Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13)Вызвала огонь на себя. (14)Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15)В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16)Немцы замолкли. (17)Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18)Снова то же самое. (19)Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов – и летящие вверх снег и брёвна.

(20)В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21)Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22)К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23)Роща Дубовая была взята.

(24)День выдался тяжёлый, раненых было много. (25)Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26)Уже стемнело. (27)Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28)Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29)У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30)А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31)Был восьмой час, кончались сутки боя. (32)В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33)Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34)По календарю весна. (35)Но стоит на пять шагов отойти от дороги – и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36)На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37)Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

(38)«Самоотверженные командиры – старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш – пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39)Прощайте, наши боевые друзья! (40)Вперёд, на запад!»

(41)Памятник стоит высоко. (42)Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43)Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44)Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие – Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45)Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46)Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47)Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48)Эти рощи – место ежедневных кровавых боёв. (49)Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50)Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».

(По К.М. Симонову)
22
Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из рощи, где было сделано две линии глубоких продольных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок.
  2. Хотя наступила весна, в лесу было очень много снега, и бойцам было трудно продвигаться, они вынуждены были вручную перемещать пушки, прорывать траншеи в снегу.
  3. Бой за рощу Дубовую начался в двенадцать часов дня, и только к восьми часам вечера эта территория была отбита у противника.
  4. Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш погибли, выполняя воинский долг в бою при взятии рощи Дубовой.
  5. Названия безымянным рощам и перелескам, где шли ежедневные ожесточённые бои, давали командиры полков.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются ОШИБОЧНЫМИ? Укажите номера ответов.
  1. Предложение 6 включает описание.
  2. В предложении 43 представлено повествование.
  3. В предложениях 14, 16, 17 говорится о последовательно совершаемых событиях.
  4. Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.
  5. В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 30-37 выпишите слово со значением «склон горы, холма».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 43-48 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Константин Михайлович Симонов показывает читателю истинную цену одного из вроде бы обычных эпизодов войны. Чтобы воссоздать картину боя, автор использует разнообразные средства выразительности. Так, в тексте использованы различные синтаксические средства, в том числе (А) __________ (в предложениях 14, 20), и троп – (Б) __________ («кровавых метров» в предложении 22, «оглушительный огонь» в предложении 29), а также приёмы, среди которых (В) __________ (предложения 12-13). Ещё один приём – (Г) __________ (предложения 38-40, предложение 50) – помогает понять мысль автора».

Список терминов:
  1. метафора
  2. литота
  3. парцелляция
  4. вопросно-ответная форма изложения
  5. цитирование
  6. синонимы
  7. эпитет
  8. фразеологизм
  9. ряд однородных членов
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26