Единый государственный экзамен 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Берестяные грамоты – это древнерусские тексты на коре берёзы, которые датируются 11-15 веками. (2)Большинство грамот представляет собой письма и записки обычных людей и носят практический характер: это заказы на изготовление икон, наставления по хозяйству, любовные письма, детские рисунки и т.п. (3)Тексты их, как правило, предельно кратки и содержат только самую важную информацию. (4)Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес, <…> они являются источником знаний о повседневном быте и письменности людей средневековой эпохи.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес для изучения повседневного быта и письменности людей 11-15 веков, их тексты предельно кратки и содержат только самую важную информацию.
  2. Берестяные грамоты - это древнерусские тексты, написанные обычными людьми на коре берёзы, они датируются 11-15 веками и представляют большой интерес для изучения повседневного быта и письменности средневековой эпохи.
  3. Древнерусские берестяные грамоты – это письма и записки 11-15 веков, написанные обычными людьми на берёзовой коре и представляющие большой интерес для изучения повседневного быта и письменности средневековой эпохи.
  4. Берестяные грамоты – это древнерусские письма на коре берёзы, тексты которых, как правило, предельно кратки и содержат только самую важную информацию.
  5. Берестяные грамоты датируются 11-15 веками и представляют собой написанные на берёзовой коре заказы на изготовление икон, наставления по домашнему хозяйству, любовные письма, детские рисунки и т.п.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ХОЗЯЙСТВО, -и, ж.
  1. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х.
  2. То же, что экономика. Натуральное, крепостническое х.
  3. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х.
  4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • избалОванный
  • понЯв
  • дешевизнА
  • нефтепровОд
  • добралА
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Ученик использовал ЭФФЕКТНЫЙ метод решения задачи.
  • Наш БЫВШИЙ начальник стал директором большого производственного предприятия.
  • Мои чувства так и остались БЕЗОТВЕТНЫМИ.
  • Руководители компании исходили из соображений экономической ВЫГОДЫ и безопасности.
  • В зоне экваториальных лесов ЦЕЛЫЙ год идут дожди.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
  • НЕ МАШИ руками
  • он СОХНУЛ
  • нет ОДЕЯЛЕЦ
  • медицинские ПОЛИСЫ
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. ошибка в построении сложного предложения
  5. неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Тоня торжественно пообещала, что «Я тебя никому не выдам!»
  2. Никто из внуков не смогли устоять перед бабушкиным свежеиспечённым караваем.
  3. Нельзя было не заметить, что толпа на площади гуляет с какой-то лихорадочной бодростью.
  4. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.
  5. Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками, ирисами.
  6. Из монологов Печорина мы узнаём, что он испорчен светом, что ему с детства не верили, видели в нём несуществующие пороки.
  7. Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения.
  8. Благодаря зрителей за вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что их ждёт встреча с новым героем.
  9. В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. ок..лдовать, к..нтингент, р..сток
  2. забл..стать, вн..мательный, претв..рить (в жизнь)
  3. подр..стковый, местопол..жение, уг..реть
  4. пр..тензия, м..кулатура, прил..жение
  5. к..сить (траву), сж..гать, р..стение
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..образование, пр..украсить, пр..школьный
  2. пр..старелый, пр..городить, пр..знание
  3. нед..делать, с..единение, д..смотреть
  4. под..скать, под..грать, без..сходный
  5. чре..мерный, бе..ымянный, ра..бежаться
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. мост..к, обмораж..вать
  2. дет..кий, свет..кий
  3. разглаж..вающий, немилост..вый
  4. морозоустойч..вый, переноч..вать
  5. успока..вающее, отрасл..вой
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. (абитуриенты) наде…тся, улыба..щийся
  2. пол..щие (сорняки), (быть) высме..нным
  3. кле..шь, испорт..вшийся
  4. гон..шь (лошадей), исполня..мый
  5. пыш..щий (здоровьем), (ученики) шепч..тся
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Во время войны многие (НЕ)ДОЕДАЛИ.
  • Запихнув в стол надоевшие бумаги, я натянул (НЕ)ПРОСОХШЕЕ ещё с утра пальтишко, укутал горло сырым шарфом и, подняв воротник, вышел на улицу.
  • (НЕ)РАЗ мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах.
  • Книга, прочитанная (НЕ)ВОВРЕМЯ, может навсегда отбить вкус к самой себе.
  • На крыльце, (НЕ)ДВИГАЯСЬ, сидел старик и в упор смотрел на пришедшего.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Хотя есть (ПРОТИВО)РЕЧИВЫЕ оценки деятельности Петра I, но (ПО)МНЕНИЮ многих, он величайший человек своего столетия.
  • (В)ТЕЧЕНИЕ полутора лет экспедиция под руководством Беринга добиралась до Тихого океана и (НА)КОНЕЦ отправилась в путь на судне «Святой Гавриил».
  • (ВО)ВРЕМЯ плавания экспедиция открыла новые острова и прошла пролив, названный (В)ПОСЛЕДСТВИИ Беринговым.
  • Петр I хотел, ЧТО(БЫ) Россия, получившая выход на Балтику, стала ТАК(ЖЕ) сильной тихоокеанской державой.
  • В ТО(ЖЕ) самое время в Петербурге уже подготавливали новую экспедицию, которой, кроме плавания в Тихом океане, предстояли и СО(ВСЕМ) иные маршруты.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Повозка была окруже(1)а пусты(2)ой и чудовищно тихой степью, ужас от неё вызывал сладостные воспоминания о ржа(3)ых полях, тка(4)ых природой лучами солнца.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Выглянуло яркое солнце и вспыхнули засветились резвые ручейки.
  2. Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
  3. Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?
  4. И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.
  5. В штабе он уже был наслышан о замечательных и порой удивительных проделках как лётчиков так и партизан.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О чём (1) ты (2) воешь (3) ветер ночной?
О чём так сетуешь безумно?
Что значит странный голос (4) твой,
То глухо жалобный, то шумно?
(Ф.И.Тютчев)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горький говорил о Чехове (1) что это такой писатель (2) одного слова (3) которого достаточно (4) чтобы создать образ (5) и одной фразы (6) чтобы сотворить дивный рассказ.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он понял (1) что (2) хотя рабочий день давно закончился (3) кто-то находился ещё в кабинете (4) откуда падала на коридорную стену еле заметная полоска света.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого. (3)Вот представьте: версту-другую, забредя в реку, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам - гривы леса, где отдельная сосенка частью корней, а то и одним корнем цепляется за родной камень, и по каждой проточине - ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника.(4)По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (5)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (6)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Он стоял на пороге директорского кабинета, и руку ему оттягивал большой чёрный портфель в белых трещинках. (2)Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достаёт почти до полу.

(З)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (4)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (5)Разве всё запомнишь.

(6)– Подойди сюда и сядь... (7)Что у тебя за история?

(8)Таборка посмотрел на директора и спросил:

(9)– Это вы про собаку?

(10)– Про собаку.

(11)– Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в школу. (12)В живой уголок. (13)Туда берут ужей и золотых рыбок. (14)А собаку не взяли. (15)Что она, глупее этих ужей?

(16)– И ты привёл её в класс?

(17)Теперь директор вспомнил, за что приглашён к нему этот возмутитель спокойствия. (18)И ждал только подходящего момента, чтобы обрушить свои громы на эту круглую, давно не стриженную голову.

(19)– Всё? – спросил директор.

(20)– Нет, – сказал мальчик, – мы ещё были в милиции.

(21)Час от часу не легче! (22)Директор с шумом придвинул кресло к столу.

(23)– Как ты очутился в милиции?

(24)Таборка не вспыхнул и не заволновался, он заговорил сразу, без заминки:

(25)– Моя собака не кусалась. (26)Не то что собаки, которые живут за большими заборами и вечно скалят зубы. (27)Их чёрные носы смотрят из-под ворот, как двустволки. (28)А моя собака махала хвостиком. (29)Она была белой, и над глазами у неё два рыжих треугольника. (30)Вместо бровей...

(31)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно. (32)Слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.

(33)– И женщину она не кусала. (34)Она играла и ухватила её за пальто. (35)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (36)Она думала, что моя собака кусается, и закричала. (37)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.

(38)Мальчик поднял глаза на директора: рассказывать дальше?

(39)Директор сидел на кончике своего кресла и грудью навалился на стол. (40)Глаза его прищурились, как будто он целился. (41)Они не видели ничего, кроме Таборки.

(42)– В милиции нас продержали два часа. (43)Но в милиции не убили собаку. (44)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару... (45)Оказывается, собаке полагается номер и намордник. (46)По правилам. (47)Но когда я нашёл мою собаку, у неё не было ни номера, ни намордника. (48)У неё вообще ничего не было.

(49)– Где ты нашёл её?

(50)– В посёлке. (51)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (52)Она бегала по улицам, всё искала хозяев.

(53)– Заведут собаку, а потом бросят!

(54)Эти слова вырвались у директора, и он вдруг почувствовал, что после них уже не сможет ударить кулаком по столу. (55)Мальчик не ухватился за его слова. (56)Он неожиданно возразил:

(57)– Они бросили собаку, но не убили. (58)А я наткнулся на неё. (59)Отдал ей свой завтрак, и с тех пор она не отходила от меня.

(60)Таборка неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

(61)– Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (62)Мама сказала: (63)«От собаки одна только грязь!» (64)Какая грязь может быть от собаки? (65)От собаки одна радость. (66)Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. (68)3анимайся сам!» (69)Так я для того и взял собаку, чтобы заниматься самому.

(70)Таборка не отрывал глаз от пепельницы, а директор скрестил пальцы и положил их под щеку и не спускал с мальчика прищуренных глаз.

(71)– А потом приехал он и выгнал собаку. (72)Чем ему помешала собака?.. (73)Я не мог выгнать собаку. (74)Её один раз уже выгоняли. (75)Я поселил её в сарае. (76)Там было темно и скучно. (77)Я всё время думал о своей собаке. (78)Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? (79)А может быть, она боится темноты?.. (80)Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! (81)В школе я тоже думал о ней, ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле... (82)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. (83)Я привёл её в школу. (84)Мне некуда было её деть.

(85)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками. (86)Они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

(87)– Я не знал, что он задумал убить мою собаку. (88)Меня тогда не было. (89)Он подозвал её и выстрелил ей в ухо.

(90)В комнате стало тихо. (91)Как после выстрела. (92)И долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание. (93)Директор подошёл к мальчику и наклонился к нему:

(94)– Ты можешь помириться с отцом?

(95)– Я с ним не ссорился.

(96)– Он тебя когда-нибудь бил?

(97)– Не помню.

(98)– Обещай мне, что ты помиришься с отцом.

(99)– Я буду отвечать на его вопросы... (100)Пока не вырасту.

(101)– А что ты будешь делать, когда вырастешь?

(102)– Я буду защищать собак.

( По Ю.Я. Яковлеву)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Таборка сам пришёл к директору, потому что чувствовал за собой вину.
  2. Собака Таборки укусила женщину.
  3. Таборка пришел в кабинет директора с большим портфелем.
  4. Отец Таборки заплатил в милиции штраф за порванное собакой пальто.
  5. Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от "очередного посетителя".
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложения 87–91 представляют собой рассуждение.
  2. В предложениях 34–36 представлено повествование.
  3. В предложениях 1–2 присутствует описание.
  4. В предложении 17 содержится ответ на вопрос из предложения 16.
  5. Предложения 58, 58 показывают последовательность действий персонажей.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 78–81 выпишите слово со значением: «вздор, пустяки, нелепость».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 42–48 найдите такое(-ие), которое(-ые)связано(-ы)с предыдущим с помощью противительного союза и лексического повтора. Напишите номер(-а)этого(-их)предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«В своём рассказе Ю. Яковлев передаёт чувства Таборки, у которого убили собаку. Мальчик взволнован, и (А)__________ (предложения 45–46, 99–100) помогает передать это. Директор общается с мальчиком: (Б)__________ является основной формой организации речи (например, предложения 94–102). Небезразличное отношение директора к истории Таборки автор выражает с помощью такого лексического средства, как (В)__________ (в предложении 21). А (Г) __________ («собака», «грязь», «заниматься» в предложениях 61–69) подчеркивает непонимание между мамой и главным героем».

Список терминов:
  1. прямая речь
  2. градация
  3. риторическое обращение
  4. синонимы
  5. диалог
  6. фразеологизм
  7. лексический повтор
  8. однородные члены предложения
  9. парцелляция
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26