Единый государственный экзамен 2022 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Дятел имеет пёструю окраску. Хвост клиновидной формы с жёсткими и упругими перьями служит опорой на стволе дерева. Клюв дятла, прямой и острый, при сильном ударе разрушает <...> кору, <...> древесину. У птицы длинный гибкий язык. Его конец усажен мелкими зубчиками, на которые он накалывает насекомое. Дятел передвигается по стволу короткими скачками вверх и вбок. При этом он долбит кору в поисках насекомых и личинок. Так он кормится всё лето, уничтожая множество вредителей леса. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Дятлы являются полезными птицами.

1
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. В тексте употребляются многозначные слова (хвост, служит, язык).
  2. Основной функционально-смысловой тип текста – рассуждение, так как в нём действия передаются с помощью глаголов несовершенного вида (кормится, питается).
  3. Лексическое средство связи – синонимы (дятла, у птицы) помогает избежать неуместного повторения слов в предложении.
  4. В тексте есть отглагольные имена существительные (ударе, скачками).
  5. В тексте имеется много прилагательных (пёструю, прямой и острый) которые предназначены для передачи эмоциональности, являющейся специфической чертой данного текста.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот подчинительный союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОРМА, -ы, ж.
  1. Вид, тип, структура, внешнее выражение чего-н., обусловленное определённым содержанием. Неразрывное единство формы и содержания.
  2. Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме.
  3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная форма.
  4. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Предмет изогнутой формы.
  5. Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Форма для шляп.
Ответ:
 
.

4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • откупОрил
  • красИвее
  • начАвший
  • чЕлюстей
  • еретИк
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • На уроке нас ждали новые испытания: чтение вслух и ДИКТАНТ.
  • Основными симптомами гриппа являются ВЫСОКАЯ температура, боль в горле, сухой кашель, насморк.
  • На заводе утвердили ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ календарь на год.
  • Воспитанный человек не позволит себе употреблять УНИЖЕННЫЕ слова в разговоре с другими.
  • Для осуществления профессионального обмена информацией необходимо знать основы ДЕЛОВОЙ переписки.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Добросовестно занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему друзей.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • пара БОТИНОК
  • с ВОСЕМЬЮ учениками
  • эти опыты более СЛОЖНЫЕ
  • ПОЛОЖИ на стол
  • опытные БУХГАЛТЕРА
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. ошибка в построении предложения с однородными членами
  3. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  4. нарушение видовременнóй соотнесённости глагольных форм
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.
  2. А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.
  3. Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.
  4. Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках – всюду.
  5. При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.
  6. Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.
  7. Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.
  8. По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.
  9. Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. занимательный, склоняться, возрастной
  2. протереть, сочетание, неукоснительно
  3. смочить (водой), зарасти (сорняком), (мороз) крепчал
  4. вымокнуть (под дождем), заскочить, вытворить
  5. опираясь, отрасль, растереть
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ра..молоть, во..звание, ..дача
  2. вар..ирование, п..янящий, в..южит
  3. без..мянный, до..сторический, с..мпровизировать
  4. пр..ронить, р..ссказни, поз..быть
  5. пр..быть (в город), пр..внести, пр..падать (к земле)
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. человеч..к, доверч..вый
  2. француз..кий, матрос..кий
  3. кож..ный, (начать) занов..
  4. завед..вать, борщ..вый
  5. миндал..вый, овлад..вать
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. (они) освобод..т, негоду..щий
  2. (подруги) утеш..т, каж..щийся
  3. постав..м, замет..вший
  4. потер..нный, беспоко..щий
  5. освобожда..м, купл..нное
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Солдаты с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами возвращались в свои семьи.
  • (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
  • Коля был мне уже (НЕ)ДРУГ, а враг.
  • В рассказе И.С.Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении от сонаты, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
  • (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П.Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Как только я ступил за порог, он (ТОТ)ЧАС же меня окликнул и помахал на прощание рукой, я сделал (ТО)ЖЕ, улыбнувшись в ответ.
  • Он периодически думал, ЧТО(БЫ) сделать, ЧТО(БЫ) избавиться от хандры.
  • (НЕ)СМОТРЯ на долгую дружбу, Агафонов ударил его между лопаток, он (ЗА)ТО ещё долго на него злился.
  • (В)СЛЕДСТВИЕ затяжного кризиса утечка кадров достигла критического уровня, (В)СЛЕД за чем компания перестала существовать.
  • Дизайнеры обратили внимание (НА)ПОДОБИЕ планировок соседних комнат, которые должны были (В)ПОСЛЕДСТВИИ преобразиться в сказочные спальни для близнецов.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Повозка была окруже(1)а пусты(2)ой и чудовищно тихой степью, ужас от неё вызывал сладостные воспоминания о ржа(3)ых полях, тка(4)ых природой лучами солнца.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
  2. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
  3. Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам.
  4. Ходил он и двигался без всякого шума вечно хлопотал и возился втихомолку.
  5. Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.
Ответ:
 
.
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Никакой авторитет (1) по утверждению философа Рамоса (2) не должен господствовать над разумом (3) напротив (4) разум должен господствовать над авторитетом.
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Книга является своеобразным документом (1) с помощью (2) которого мы вводимся во владение всей суммой знаний и истин (3) которые были получены людьми (4) в ходе исторического развития общества.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вечерело (1) и (2) пока погода не испортилась (3) мы решили переправиться на другой берег (4) чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Искандеровская Абхазия – удивительный край, где между небом и морем расположились «маленький Вавилон» Мухус и горное село Чегем, – находится рядом с «Петербургом Достоевского», «булгаковской Москвой». (2)Тип художественного видения, при котором «малая родина» из бесконечно дорогого, но захолустного уголка становится средоточием правды о мире, – одно из художественных открытий литературы XX века. (3)«Тебе хорошо, – сказал как-то Ф. Искандеру один московский коллега, – ты пишешь о маленьком народе». (4)На это последовал ответ великого писателя: «Ты из Смоленщины – вот и пиши, как будто все начала и концы сходятся в Смоленской области». (5)Используя абхазский материал, писатель сделал дом центром художественного мира, а его обитателей – родственников, соседей, знакомых, их потомков и предков – героями своих произведений.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел – стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: (27)«Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

(33)– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

(35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

( По К.Г. Паустовскому)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. И заяц, и дед упали от усталости, когда выбрались из леса к озеру,.
  2. Дед Ларион вывел заплутавшего зайца из лесного пожара.
  3. Заяц выбрался из горевшего леса невредимым, но уставшим, поэтому дед понёс его на руках.
  4. Дед выстрелил в зайца, но промахнулся.
  5. Дед Ларион чувствовал благодарность к зайцу, поэтому оставил его жить у себя.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложения 30 и 32 представляют собой последовательные действия героя.
  2. Предложения 14-16 представляют собой рассуждение.
  3. В предложении 14 указана причина того, о чём говорится в предложении 9.
  4. В предложениях 9-11 содержится описание.
  5. В предложениях 1-5 представлено повествование с элементами описания.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 22-27 выпишите слово со значением «распознавать, ощущать»:
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 8–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«В данном фрагменте К.Г.Паустовский рассказывает историю, которая произошла с дедом Ларионом на Урженском озере. Для описания окружающей природы автор использует такие синтаксические средства, как (А)__________ (в предложениях 2, 9) и (Б)__________ (в предложении 18), а в описании лесного пожара встречается троп (В)__________ («неслыханная скорость» в предложении 18, «широкий гул» в предложении 19). Такое средство, как (Г)__________ («смерть настигала, хватала за плечи»), помогает воссоздать эмоциональную атмосферу случившегося.

Список терминов:
  1. однородные члены предложения
  2. безличное предложение
  3. градация
  4. сравнительный оборот
  5. вводные слова
  6. эпитет
  7. метонимия
  8. метафора
  9. эпитет
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26