Единый государственный экзамен 2025 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Не надо чавкать за обедом, не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. Не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть. Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе. Не надо запоминать сотни правил, а надо запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. И <...> манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

(По Д.Лихачёву)

1
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.
    Ответ:
     
    .
    2
    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
    1. ЛЕЖАТЬ. Быть расположенным где-нибудь, иметь направление куда-нибудь. Город лежит в долине. Дорога лежит через лес.
    2. ЛОКОТЬ. Место сгиба руки, где плечевая кость соединяется с костями предплечья (лучевой и локтевой). Согнуть руку в локте. Работать локтями (проталкиваться, распихивая других; разг.).
    3. ПРИЙТИ. Идя, достигнуть чего-нибудь, явиться куда-нибудь. Прийти домой. Прийти в гости.
    4. ГОВОРИТЬ. Общаясь, разговаривать, вести беседу, разговор. Говорить с товарищем.
    5. СМЫСЛ. Цель, разумное основание чего-нибудь. Жизнь получила новый смысл.
    Ответ:
     
    .
    3
    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
    1. Связующую функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли, выполняет лексический повтор слова не надо.
    2. Основной функционально-смысловой тип речи – описание, так как автор раскрывает основные признаки "хороших манер" (бережное отношение, уважительного отношения, хорошего поведения).
    3. Некоторые глаголы, употреблённые в тексте, теряют значение конкретного физического действия (лежит забота, манеры придут, память придёт).
    4. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида передают развитие событий во времени (не мешал, чувствовали).
    5. Частица -таки использована автором для усиления эмоциональности речи.
    Ответ:
     
    .
    4
    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
    1. пОнявший
    2. цемЕнт
    3. дозИровать
    4. свеклА
    5. гнАлась
    Ответ:
     
    .
    5
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    • Наличие в федерации двух систем высших органов вызывает необходимость РАЗГРАНИЧИТЬ их компетенции.
    • Картина Васнецова «Алёнушка» ВОЗБУЖДАЕТ в душе чувство одиночества и печали.
    • Вкус ПОКУПАТЕЛЬСКИХ пельменей сильно отличался от вкуса домашних.
    • Частым КОСТЯНЫМ гребнем Вера расчёсывает спутавшиеся за день волосы и заплетает их на ночь в косу.
    • В течение ГАРАНТИЙНОГО срока покупатель имеет право бесплатно отремонтировать приобретённый товар.
    Ответ:
     
    .
    6
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
    Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких неожиданных сюрпризов.
    Ответ:
     
    .
    7
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    • много ВАФЛЕЙ
    • ДЕВЯТЬЮСТАМИ птицами
    • ВЫЛОЖИ на сайт
    • настоящие ДОКТОРА
    • цепь ОБЛАКОВ
    Ответ:
     
    .
    8
    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    1. неправильное построение предложения с причастным оборотом
    2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    3. ошибка в построении предложения с однородными членами
    4. ошибка в построении сложноподчинённого предложения
    5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. У парадного крыльца гостиницы стоял вишнёвый автомобиль, выглядевший не просто начищенным до блеска, а новёхоньким – хотя, как все машины в городе после короткой поездки, уже был заляпан снизу снежной кашицей почти серого цвета.
    2. Редактор был неумолим и при свете утренней зари, так прозрачно и нежно разгоравшейся на расчистившемся небе, умчался на своей машине, прижимая к груди драгоценную рукопись.
    3. Янтарь объединяет так называемую живую природу с так называемой неживой, доказывая, что на самом деле границы между ними нет, как бы человек ни пытался её провести.
    4. Утром семнадцатого мая я снялся с места, отвязав обмотанный шнур вокруг старой коряги, и мы двинулись на лодке вдоль живописного берега.
    5. Толпа людей волновались и перекликались; протяжное аханье прокатывалось по ней.
    6. Казацкая сотня на полном ходу повернула вправо, к краю леса, и помчалась наперерез не ожидавшего такого внезапного манёвра противника.
    7. Глядя в окно поезда на быстро сменяющие друг друга пейзажи, я думал о том, что насколько же прекрасна эта природа – спокойная, величественная, несмотря на всё происходящее в этом неспокойном мире.
    8. Я слышал это выражение при самых разных обстоятельствах, но никто из тех, кто употреблял эти слова, не потрудился объяснить мне, что они значат.
    9. Будяев бессовестно ныл, повторяя, что у него сердце не выдержит напряжения, пока я не сказал, что, если услышу от него ещё хоть одну жалобу, не только погоню его к нотариусу, но и в банк, и в департамент…
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         
    9
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. взр..слеть, гр..мадный, подр..стковый
    2. к..саться, ср..внится, тр..туар
    3. р..весник, ур..нить, обл..котиться
    4. благотв..рительный, анн..тация, распол..жение
    5. ш..велюра, побл..днел, пр..цедент
    Ответ:
     
    .
    10
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. пр..фронтовой, пр..вязанность, пр..паркованный
    2. из..скательский, под..тоженный, от..грывать
    3. сверх..естественный, под..ём, бар..ер
    4. пр..голосовать, об..гнать, раз..слать
    5. во..поминание, и..подлобья, бе..хитростный
    Ответ:
     
    .
    11
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. застёг..вать, чаш..чка
    2. оранж..вый, забол..вать
    3. сибир..кий, астрахан..кий
    4. обманч..вый, утр..чко
    5. плюш..вый, свеж..сть
    Ответ:
     
    .
    12
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. (они) освобод..т, негоду..щий
    2. (подруги) утеш..т, каж..щийся
    3. постав..м, замет..вший
    4. освобожда..м, купл..нное
    5. потер..нный, беспоко..щий
    Ответ:
     
    .
    13
    Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
    1. Вершины гор румянятся от солнечного света, а долины ещё (НЕ)ОЗАРЕНЫ.
    2. Мцыри – герой, (НЕ)МЫСЛЯЩИЙ себя вне активной жизни, вне деяний и порывов.
    3. Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
    4. Несмотря на все (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
    5. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
    Ответ:
     
    .
    14
    Укажите все предложения, в которых оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера этих предложений.
    1. Климат ВОСТОЧНО(ЕВРОПЕЙСКОЙ) равнины преимущественно (УМЕРЕННО)КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ.
    2. (ЯРКО)ЗЕЛЁНАЯ трава занимает (ПОЛ)ЛУГА, а остальное пространство покрыто ковром из цветов.
    3. Добиться успеха, (ПО)МОЕМУ, мы сможем лишь тогда, когда начнём (ПО)НОВОМУ относиться к решению этой проблемы.
    4. (ПО)ОСЕННЕМУ небу стремительно несутся тёмные тучи, а в лесу (КОЕ)ГДЕ видны следы вчерашнего дождя.
    5. Этот человек КОГДА(НИБУДЬ) поймёт, что к людям нужно относиться (ПО)ДОБРОМУ.
    Ответ:
     
    .
    15
    Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
    Маленький имени(1)ик, восхищё(2)ый произведё(3)ым эффектом, упоё(4)о танцевал на краше(5)ой масля(6)ой краской скамейке.
    Ответ:
     
    .
    16
    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Ребята быстро выгрузили снаряжение на берег и тотчас стали разматывать удочки.
    2. Звуки не отличались силой но были они мелодичны и чисты.
    3. Пётр I создал постоянную русскую армию и флот основал город Санкт-Петербург при нём расширились границы государства.
    4. Москва постепенно приобретала славу и становилась всё больше и богаче.
    5. День убавился и низкие тёмные тучи грозят дождём и снегом.
    Ответ:
     
    .
    17
    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Путешествие и чтение — занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник, от горизонта к горизонту.
    Ответ:
     
    .
    18
    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Оставив день воскресный позади,
    Я возвращался в стен больничных голость,
    Но и в палате слышал Олин голос:
    «Дай руку (1) деда (2) деда (3) погоди…»
    Когда я чую жжение в груди,
    То вижу, как с другого края поля
    Ко мне несётся маленькая Оля
    С истошным криком: «Деда-а-а (4) погоди-и!»
    И я гожу, я (5) всё ещё (6) гожу
    И (7) кажется (8) стерплю любую муку,
    Пока ещё (9) ту крохотную руку
    В измученной руке своей держу.
    (Л.Филатов)
    Ответ:
     
    .
    19
    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Настоящими героями М.Горький (1) считал только тех людей (2) которые любят и умеют работать (3) которые ставят себе целью освобождение всех сил для творчества и организации таких форм жизни (4) которые достойны человека.
    Ответ:
     
    .
    20
    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Он заявил (1) что желает переговорить с ней (2) и (3) когда получил уклончивый, даже дерзкий ответ (4) что она не хочет с ним говорить (5) то ему пришла в голову давно задуманная мысль (6) о которой он заявлял Конятовскому, Полиектову и другим.
    Ответ:
     
    .
    21
    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    (1)Три чистых домика. (2)Огороженные стеной, они делают остров похожим на крепость. (3)Посредине находится маяк – кованая металлическая башня высотой в два метра. (4)Литая доска на башне: «Маяк Колка. 1884 год». (5)И памятка для живущих на острове: «Помни, башня маяка – неповторимое монументальное сооружение, оберегай всеми силами от разрушений». (6)Этот наказ, видно по всему, неукоснительно соблюдается – ни соринки во дворе у домов, ни соринки на гулкой винтовой лестнице внутри башни. (7)С башни на горизонте видно россыпь огней – идут корабли. (8)Огромная лампа сигналит: тут мели, тут мели.

    Ответ:
     
    .
    22
    Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился. (А.Пушкин)
    2. И ароматы… и движенье,
      И шум, и блеск, и красота… (И.Ф.Анненский)
    3. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало! (М.Горький)
    4. Горит восток зарёю новой... (А.Пушкин)
    5. Ты – моё васильковое слово, я навеки люблю тебя. (С.Есенин)
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
    1. эпифора
    2. лексический повтор
    3. метафора
    4. литота
    5. градация
    6. метонимия
    7. многосоюзие
    8. эпитет
    9. парцелляция
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         

    Прочитайте текст и выполните задания 23–26.

    (1)Когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству, как будто состояние равносильно большому счастью. (2)Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживёт несчастливую жизнь. (3)И этому я сызмала научился у моего покойного прадеда, которого тоже звали Иваном. (4)Ему всю жизнь приходилось зарабатывать себе пропитание, что давалось подчас нелегко. (5)Но, несмотря на это, мой прадед был одним из самых счастливых людей на свете.

    (6)Помню его длинные белые волосы, высокий лоб, мечтательные, немножко отсутствующие глаза и удивительную живую улыбку, будто всё кругом улыбнулось. (7)Когда в юности он жил у бездетного дяди, там его тётка очень любила и называла «голубчик мой». (8)А в нём и вправду было что-то голубиное.

    (9)Бедности он не знал, хотя и богатым никогда не был. (10)В своей семье он был седьмым, и притом младшим. (11)Так как родители у него умерли рано, он едва смог дотянуть до конца городского училища. (12)Как только он сдал последний экзамен, старшие братья заявили ему: (13)«Изволь, братец, теперь сам себе зарабатывать пропитание». (14)И он стал учиться тому, к чему его особенно тянуло: резьбе по дереву и игре на скрипке. (15)А уж образование своё он позднее пополнял ненасытным чтением.

    (16)Мой прадед, резчик по дереву, был большой мастер, и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево, да и только! (17)А больше всего он радовался, даря какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. (18)Тогда он, довольный, улыбался счастливой улыбкой и приговаривал: (19)«Ведь этим я помог ему найти в жизни маленькую радость».

    (20)Когда прадед начинал рассказывать или советы давать, я мог часами его слушать, затаив дыхание, а потом стал даже кое-что записывать для памяти.

    (21)«Слушай, малыш, – говорил он мне, – есть особое искусство владеть вещами, и в нём секрет земного счастья. (22)Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества. (23)Одно из двух: или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. (24)Кто боится за своё богатство, тот трясётся перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы не повергло в бедность. (25)Тогда имущество, как ночной упырь, начнёт высасывать человека, унижать его, и всё-таки однажды, быть может, даже в час смерти, оно покинет его навсегда... (26)Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. (27)Я определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с лёгкостью, а они слушаются. (28)Моё достоинство не определяется моим имуществом, я ему не цепная собака и ночной сторож, я не побирушка, выпрашивающая копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущая её потихоньку в чулок. (29)Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счёта, где сердце заговорит, с радостью отдавать, не требовать возврата, если у другого нужда».

    (30)Бывало, поговорит так и возьмётся за свою скрипку, начнёт играть старинные русские песни, да ещё в настоящих древних тонах и гармониях... (31)Так все любили слушать его игру! (32)Сидят, как зачарованные, и у всех глаза влажные. (33)А сам он стоит серьёзный, благоговейный, и только глаза сияют блаженством. (34)И горечь жизни забудешь, будто все заботы и тягости с тебя спали, и только сердце поёт от радости.

    (35)И кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец.

    ( По И.А. Ильину)
    23
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. Достоинство человека не определяется его имуществом.
    2. В юности дед жил у бездетного дяди.
    3. Дед Иван умел играть на скрипке и этим зарабатывал на жизнь.
    4. Человек несчастен, если думает о богатстве.
    5. Свободным можно стать, только полностью отказавшись от имущества.
    Ответ:
     
    .
    24
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1. В предложениях 24-26 представлено рассуждение.
    2. В предложениях 24-25 перечислены последовательные действия персонажа.
    3. Предложение 35 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 34.
    4. В предложениях 12–14 содержится повествование.
    5. В предложениях 32, 33 содержатся элементы описания.
    Ответ:
     
    .
    25
    Из предложений 1–4 выпишите слово со значением: «Земля, Вселенная».
    Ответ:
     
    .
    26
    Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    Ответ:
     
    .
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26