Единый государственный экзамен 2021 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, архитектор, композитор, политик, художник и др. (3)<...>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
  2. В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
  3. Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
  4. Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник.
  5. Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ХОЗЯЙСТВО, -а, ср.
  1. То же, что экономика. Натуральное, крепостническое х. Рыночное х.
  2. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.
  3. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.
  4. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • портфЕль
  • чЕрпать
  • прИнятый
  • каталОг
  • воссОздала
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • В процессе колонизации захваченных территорий КОРЕННОЕ население было почти полностью истреблено.
  • ДРУЖЕСТВЕННАЯ, основанная на взаимопомощи работа, – вот девиз нашего маленького коллектива.
  • Витамин Д ускоряет процесс заживления КОСТНОЙ ткани при её повреждениях.
  • Графиня, услышав издалека ЗВУЧНЫЙ голос сына, повернула к нему голову и улыбнулась.
  • Тело, разум, эмоции и дух ГАРМОНИЧНОГО человека едины, ему свойственны равновесие и устойчивость внутри себя и во вне себя.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Возможно, тебе нелегко признать свою ответственность, но если ты хочешь извиниться перед тем, кого обидел, то сосредоточься на том, как сделать всё правильно и не осложнить ситуацию ещё больше.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • у этих САНЕЙ
  • к ДВУМСТАМ рублям
  • у махровых ПОЛОТЕНЕЦ
  • меткие СНАЙПЕРЫ
  • ИСПЕКЁТ пирог
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Большинство беженцев, находящихся в лагере, были больны.
  2. Свои пьесы Чехов называл комедиями даже тогда, когда в них, как, например, в "Чайке", много горечи.
  3. Бразилия — страна, сочетающая в себе три культуры: индейскую, европейскую и африканскую.
  4. Крузенштерн подал императору проект кругосветного плавания и получает поддержку Александра I.
  5. Ястреб, преследуя птицу, старается прижать её к земле, а затем хватает лапами.
  6. Все, кто мечтают покорять вершины гор, должны быть сильными и выносливыми.
  7. На юге и западе Ближнего Востока располагаются обширные равнины, имеющих немало выжженных солнцем пустынь.
  8. Премьера оперы "Князя Игоря" состоялась в 1890 году в Мариинском театре в Петербурге.
  9. Расширяя границы своего государства, Александром Македонским были открыты неведомые европейцами земли.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. запереть, заря, изложение
  2. выскочка, деревья, застелить
  3. уберу, уравнение, примерка
  4. косички, озарение, горевать
  5. выскочил, касание, поджигать
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пред..дущий, вз..скание, сверх..нтересный
  2. фамил..ярный, компан..он, исподлоб..я
  3. н..дстройка, пр..мокательный, пр..родина
  4. пр..высить, пр..увеличение, пр..поднести
  5. во..хождение, ра..познать, бе..хитростный
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. разглаж..вающий, немилост..вый
  2. дет..кий, свет..кий
  3. мост..к, обмораж..вать
  4. морозоустойч..вый, переноч..вать
  5. успока..вающее, отрасл..вой
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. завис..шь, увид..нный
  2. ре..т (флаг), созре..шь
  3. капризнича..т (дети), ла..щий
  4. суш..шь, рису..т (мальчик)
  5. пригрева..мый, увид..вший
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • (НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
  • (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
  • Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
  • Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
  • Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • У Ивана выспросили решительно всё (ПО)ПОВОДУ его прошлой жизни, (В)ПЛОТЬ до того, когда и как он болел скарлатиною.
  • Илье Антонычу наскучило носить ружьё (ПОД)МЫШКОЙ, (ПО)ЭТОМУ он перекинул его на плечо.
  • (НА)КОНЕЦ прошла неделя, а комната всё ТАК(ЖЕ) была заперта.
  • Белая ткань (НА)ОЩУПЬ заметно жёстче (ТЁМНО)СИНЕЙ материи.
  • Теперь, даже (НЕ)СМОТРЯ на седину, морщины и очки, его (НА)ЧИСТО лишённое эмоций лицо кажется прекрасным.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В романах Евгения Пермяка о совреме(1)ости органич(2)о сочетаются стремитель(3)ость развития действия, неожида(4)ость сюжетных поворотов, лаконич(5)ость авторских характристик.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
  2. От дома и от деревьев и от голубятни побежали далеко длинные тени.
  3. Мы ощущали если не радость то приятное волнение.
  4. Язык отражает в своих словах как общечеловеческие понятия так и национально-специфические явления культуры народа.
  5. Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Охваченный порывом радости (1) и (2) затрепетавший от переизбытка чувств (3) он (4) увидев (5) возлюбленную перед собой (6) остановился и замер.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Расскажи (1) дорогой (2)
Что случилось (3) с тобой,
Расскажи (4) дорогой (5) не таясь!
(В.С. Высоцкий)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Паломники приобретают (1) у подножья горы бамбуковые посохи с бубенчиками (2) которые должны им помочь (3) во время нелёгкого и долгого подъёма (4) и отправляются в путь.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Непрерывен бег времени (1) и (2) если принять за настоящее короткий миг биологического существования человека (3) то окажется (4) что наши мысли находятся или в прошлом, или в будущем.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Хвойные растения – показатели загрязнения окружающей среды. (2)Они чувствительны к чистоте воздуха, поэтому плохо живут в городах. (3)В зонах сильного загрязнения хвоя приобретает тёмно-красную окраску: в хвоинках накапливаются ядовитые вещества. (4)Затем хвоя отмирает и опадает. (5)Для сохранения хвойных в России создаются охраняемые природные территории, как-то: заповедники, заказники, памятники природы и прочее. (6)Петровская корабельная роща – редчайшее насаждение лиственницы, которое появилось на свет более двух веков назад по инициативе царя Петра I. (7)В 1976 году роща была объявлена государственным заказником и находится под защитой ЮНЕСКО. (8)Старинные посадки – 4220 деревьев-гигантов, возраст которых колеблется от 170 до 200 лет, – стали ядром заказника. (9)Здесь каждое дерево на учёте, каждое пронумеровано.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении – проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени.

(2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве – моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.

(8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу – Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, но мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Фёдоровича.

(12)Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своём роде – в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу – пожилые, молодые, мужчины, женщины, – все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, – мысль, впрочем, не новая, – о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа – зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придаёт одностороннее направление всему школьному воспитанию.

(23)Великое дело – школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26)– Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.

(По Ф.А. Абрамову)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Память об Учителе навевает мысль о пополнении нынешней армии учителей мужчинами.
  2. Первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит ученику, его таланту, душевной щедрости.
  3. Первая встреча с учителем состоялась в мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года в южном селе.
  4. Школьников поражал внешний вид учителя, всегда подтянутого, собранного, праздничного, а также его знания.
  5. Даже в лютые морозы учитель ходил в ботинках, в шляпе.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложение 3 противопоставлено по смыслу предложению 2.
  2. В предложениях 15, 16 представлено рассуждение.
  3. Предложение 22 дополняет смысл предложения 21.
  4. Предложение 7 текста содержит элемент описания.
  5. В предложениях 23-26 представлено рассуждение.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм.
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 12-17 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(-ы) с предыдущими с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Чувство удивления и восхищения, испытанное при встрече с Алексеем Фёдоровичем Калинцевым, передаётся писателем с помощью такого средства выразительности, как (А) __________ («поражали… поражала… поражал…» в предложении 7). Немалую роль в создании образа играют и такие средства выразительности, как (Б) __________ («праздничного» в предложении 7), (В) __________ («снискал», «подвижническое», «служение» в предложении 17), (Г) __________ («учитель… держит в своих руках будущее планеты» в предложении 26)».

Список терминов:
  1. вопросно-ответная форма изложения
  2. эпитет
  3. литота
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5. книжные слова
  6. лексический повтор
  7. метафора
  8. восклицательные предложения
  9. просторечная лексика
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26