Единый государственный экзамен 2024 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Реакция читателя на новую книгу, как известно, не одинакова. Она может быть и положительной, и отрицательной. Причём положительной и отрицательной со множеством вариаций и оттенков, за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще. Но в этом многообразии присутствует одна легкоуловимая мысль: нужна ли читателю сама книга, ждал ли её, торопил ли писателя с его сокровенным словом? Ждал ли? Главное в этом. Подобный вопрос задают себе и сами писатели. Задаю себе и я. Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя? Чем продиктовано это ожидание? Простым любопытством: что нового скажет автор, как откликнется на злобу дня, чем удивит? Или ожидания другого порядка – душу бередят сомнения, томится она в поисках ответа на вопросы, а вопросы сложные, как сама жизнь.

Значит, книга должна быть ответом на вопрос, может быть, ещё не произнесённый. Ещё не сформулированный, только смутно тронувший сознание или чувства. И ещё: ожидание-то связано с временем. Вчера книга была ещё не нужна, тем более – позавчера. Нужна <...> сегодня. Я исключаю эту конъюнктуру, у неё своя сфера проявления и свои оценочные критерии. Разговор идёт о социальной потребности в книге, в определённой книге.

(По В.Д. Дудинцеву)
1
Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.
Ответ:
 
.
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
  1. СФЕРА. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
  2. ПРОСТОЙ. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный).
  3. НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. Новая техника.
  4. ИДТИ. Находить сбыт, спрос, распродаваться (разг.). Товар хорошо идёт.
  5. ВОПРОС. чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь. В. времени. В. чести.
Ответ:
 
.
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. Текст содержит как элементы, характерные для книжной речи, например отглагольные существительные (ожидание, сомнения, проявления), так и элементы разговорной речи (например, фразеологизмы на злобу дня, душу бередят).
  2. Поскольку текст рассчитан на массовых читателей, его синтаксис не отличается сложностью: автор использует только простые предложения. Некоторые из них осложнены обособленными определениями.
  3. Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как метафора (лёг замысел произведения на сердце читателя), эпитет («сокровенным словом»), олицетворение (томится она [душа] в поисках ответа на вопросы), сравнение (вопросы сложные, как сама жизнь), а также таких приёмов, как риторический вопрос (Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя?), парцелляция (…за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще), антитеза (Вчера книга была ещё не нужна… Нужна <...> сегодня).
  4. В последнем абзаце, начинающемся с вводного слова, содержится вывод, к которому автор приходит в процессе рассуждений.
  5. Жанр этого публицистического текста – репортаж, поэтому основная задача автора текста – поделиться своими мыслями по поводу реакции читателей на новую книгу, рассказать о собственных впечатлениях от новых книг, поразмышлять о том, каковы задачи писателя.
Ответ:
 
.

4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
  1. досУг
  2. облЕгчит
  3. клалА
  4. заселЁнный
  5. накренИтся
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Всё, что радовало мальчика с утра, сейчас вызывало у него РАЗДРАЖЕНИЕ.
  • РАСЧЁТЛИВЫЙ ум Павла подмечал всё, что можно использовать на благо семьи.
  • Под молоденькой ёлочкой сидит СОСЕДСКАЯ собака и громко лает на прохожих.
  • Путники вошли под своды угрюмого леса, в котором не было видно ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ следов.
  • K. Брюллов является одним из представителей РОМАНТИЧНОЙ живописи.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • обидеть НЕДОВЕРИЕМ
  • вне ОКОВ
  • избегать ОПАСНОСТИ
  • это случилось в ДВУХ ТЫСЯЧНО ВОСЬМОМ году
  • присуще ЕМУ
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  2. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Сестра, уходя из дома, сказала, что я вернусь поздно.
  2. Декабристы любили и восхищались русским народом.
  3. В качестве лекарства календулу используют в виде настоя.
  4. Всё государство было поделено на опричнину, управляющую непосредственно царём, и опальную земщину.
  5. Рубенс любил изображать на картинах людей, близких ему или чем-то привлекших его внимание.
  6. Следуя традициям семьи, мальчиком тоже изучалось иконописное мастерство.
  7. Вопреки предупреждения синоптиков погода была тёплой.
  8. Работая с великими русскими композиторами, Петипа новаторски подошёл к воплощению их гениальных партитур.
  9. На клумбе росли разные цветы: незабудки, гвоздики, розы.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. дов..рительный, зап..реть (дверь), с..рпантин
  2. п..яльник, пл..вучие (льды), сокр..тить
  3. апл..дисменты, в..сковой, р..весник
  4. ф..нансист, ш..велюра, прот..реть (стекло)
  5. с..лекционер, бр..венчатый, полем..зировать
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. с..знова, без..скусный, из..мать
  2. пр..жился, пр..липший, пр..старелый
  3. из..ян, почтал..он, кар..ерный
  4. пр..подавать, пр..ломление (лучей), пр..возмогая (боль)
  5. бе..покойный, не..горевший, и..черпать
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. навар..стый, оцен..вать
  2. сладк..ватый, слев..
  3. листоч..к, затм..вать
  4. заносч..вый, толщ..на
  5. воз..ик, камен..ик
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. (плохо) вид..щий, застро..нный (район)
  2. слыш..шь, ненавид..вший
  3. (собаки) ла..т, сто..щие (недорого)
  4. (снег) та..т, колебл..мый
  5. мо..щий (окна), (жители) наде..тся
Ответ:
 
.
13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
  1. Роты строились не в походные колонны, а в длинные (НЕ)УКЛЮЖИЕ шеренги.
  2. (НЕ)ДОМОГАЮЩИЙ уже несколько дней старик не выходит из дома.
  3. Ихтиандр по-гречески значит (НЕ)ЧТО иное, как человек-рыба.
  4. В смысле отношений между жильцами это была (НЕ)КВАРТИРА, а пороховой погреб.
  5. Кирилл пошёл из комнаты увесистыми шагами ещё (НЕ)СЛОЖИВШЕЙСЯ походки.
Ответ:
 
.
14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
  1. Сёстры торопились домой не (ПО)ТОМУ, что боялись укоров родителей, они хотели поскорее успокоить их и оказаться (В)МЕСТЕ с ними в этот радостный день.
  2. (В)ТЕЧЕНИЕ томительной минуты капитан не отвечал, и с огромным облегчением пилот вдруг (С)НОВА услышал его голос по внутренней связи и почувствовал, что самолёт с готовностью отвечает его уверенным движениям.
  3. О том, что на Марсе возможна жизнь, свидетельствуют, (НА)ПРИМЕР, эксперименты, (ВО)ВРЕМЯ которых изучалась приспособляемость земных организмов к марсианским условиям.
  4. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа обсуждалась переброска стад и табунов в прошлом, настоящем и будущем, а ТАК(ЖЕ) виды на засеянные луга на далёких горных пастбищах и оценка сена, оставшегося с зимы в далёких амбарах и в горных долинах, где стада зимовали и кормились.
  5. Спокойным уверенным тоном, (В)СЛУХ или даже мысленно, про себя, опытный психолог всегда говорит о желаемом событии так, БУД(ТО) оно уже произошло.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Гражданин появился передо мной, как экспонат музея восковых фигур, – пожилой, коротенький, с толстенькими, точно подкраше(1)ыми, щёчками, с выцветшими глазками, с удивительно пышно взбитыми табачно-седыми усами. Мелочи, казавшиеся давно забытыми, возникли перед моими глазами: шпаги отца, которыми мы фехтовали; бронзовый Мефистофель; глиня(2)ая пепельница, исписа(3)ая изречениями; дли(4)ая запая(5)ая трубка с розовой жидкостью – эти предметы стояли и лежали на письме(6)ом столе старшего брата.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
  2. Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
  3. Первые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле и небу золотые блики.
  4. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
  5. Она не то испугалась не то удивилась и поглядела на него большими глазами.
Ответ:
 
.
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шаганэ ты моя (1) Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя (2) она страшно похожа,
Может (3) думает обо мне…
Шаганэ ты моя (4) Шаганэ!
(C.А.Есенин)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вечерело (1) и (2) пока погода не испортилась (3) мы решили переправиться на другой берег (4) чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Меж горных хребтов, меж лесных массивов, на просторах равнин, степей и лугов, даже на ледяных просторах Антарктиды – повсюду можно увидеть голубые пятна самого разного размера и формы. (2)Это – озёра, мир которых велик и разнообразен. (3)Есть водоёмы огромные, как моря, и столь малые, что площадь их измеряется квадратными метрами. (4)У одних глубина – как у бездонной пропасти, а есть такие, что их без труда можно перейти вброд. (5)И цвет воды бывает самый разнообразный – светлый, белёсый, коричневый, красный и даже чёрный – всё зависит от того, какие материалы, соли или органические соединения растворены или содержатся в ней. (6)Озёра – земные хранилища влаги, часть водных богатств нашей планеты.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Вдумайтесь немного в то, что я вам скажу. (2)Слушайте.

(3)Я – обыкновенный, маленький человек, мне судьбою предназначено одно: жить смирно и тихо, никуда не суясь, не имея никаких серьёзных жизненных задач, – жить, как живут все кругом: так или иначе зарабатывать деньги, клясть труд, которым я живу... (4)Но, видите ли, в жизни каждой самой болотной души бывает возраст, когда эта душа преображается – у неё вырастают крылья. (5)Если окружающие обстоятельства благоприятствуют, то её смутные неопределённые порывы оформляются в стремления к ясным идеалам. (6)И человек идёт на борьбу, на гибель и не может понять, как можно жить, не ища в жизни смысла, не имея всё захватывающей жизненной задачи. (7)Проходит несколько лет. (8)Крылья высыхают и отваливаются, и сам человек ссыхается. (9)Всё недавнее становится для него совершенно чуждым и мелким. (10)И вот я теперь нахожусь в таком положении. (11)Но суть в том, что это прошлое уже отравило меня, и я ужасаюсь пустоты, в которую иду, я не могу жить без смысла и без цели. (12)А крыльев нет, которые подняли бы над болотом...

(13)Да, я с горячим страстным чувством вспоминаю её, эту честную юность, но слава её схоронена, потому что схоронена сама юность, её не воскресить... (14)Где же найти основание, на которое я мог бы теперь опереться? (15)Что может мне дать силу жить человеком? (16)Философия? (17)Религия? (18)Из меня выкатывается душа, понимаете вы это? (19)Душа выкатывается!.. (20)Как её удержать? (21)Нет таких сил в жизни, нет таких сил в идеях и религиях... (22)Вся сила лишь в чувстве. (23)Раз же оно исчезло, – то вздор все клятвы и обеты, всё самопрезрение и тоска... (24)Что же мне делать?

(25)Сергей брезгливо ответил:

(26)– Это ваше дело! (27)К сожалению, я вам ни в чём помочь не могу.

(28)– О Сергей Васильевич! (29)Не относитесь к этому так презрительно! (30)Уверяю вас, всё это очень близко и касается и вас самого! (31)Вы вот настойчиво проповедуете радость жизни и силу духа, а сами живёте в тёмном мире нервной тоски и безволия. (32)Вы утверждаете, что человек должен действовать из себя, что в таком случае он откроет в себе громадные богатства души, а всё ваше богатство заключается лишь в поразительной чёрствости, самоуверенности и самовлюблённости. (33)Только покамест всё это скрашивается молодостью, а пройдёт молодость, что от вас останется? (34)Мы с вами одинаковые банкроты, мы одинаково слишком бедны и больны душою, чтоб расплатиться с громадными требованиями нашего разума... (35)Есть другие люди, здоровые и сильные, люди нутра. (36)Их можно убить, но невозможно расколоть надвое. (37)Для них мысль, тем самым, что она мысль, есть в то же время и действие.

(По В. Вересаеву)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Философия может дать герою силу духа.
  2. Сергей Васильевич, по мнению героя, живёт в мире радости.
  3. Судьбою герою предназначена активная жизнь.
  4. Для людей, обладающих силой духа, мысль есть в то же время и действие.
  5. Герой-рассказчик не может жить без смысла и без цели.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложение 29 указывает причину того, о чём говорится в предложении 30.
  2. Предложения 31–32 содержат описание.
  3. Предложения 11–12 содержат повествование.
  4. Предложения 3–4 содержат рассуждение.
  5. Предложения 36–37 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 35.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 28–35 выпишите слово, имеющее значение «тот, кто оказался несостоятельным в общественной деятельности, личной жизни».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 21–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Тропы (А)____(«маленький человек» в предложении 3, «болотной души» в предложении 4) и (Б)______(в предложении 8) помогают осознать, что герой тоскует, что он находится на перепутье. А далее следуют фигуры речи (В)______(в предложениях 14, 15, 16, 17) и (Г)______ (в предложении 21). Благодаря этим средствам художественной выразительности, использованным автором в тексте, мы чувствуем, как напряжённо бьётся мысль героя, который так страстно хочет понять смысл жизни и найти в ней цель».

Список терминов:
  1. синекдоха
  2. восклицательные предложения
  3. анафора
  4. риторический вопрос
  5. инверсия
  6. олицетворение
  7. метафора
  8. сравнение
  9. эпитет
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26