Единый государственный экзамен 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Красная книга Российской Федерации (сокращенно ККРФ) — это документ государственного значения, созданный с целью обнаружения животных, растений, грибов, некоторых подвидов и популяций, которые принадлежат к категории редких либо исчезающих. Переиздание Красной книги осуществляется не реже, чем каждые 10 лет.

Книга разработана в первую очередь для ограничения действий, потенциально угрожающих жизни определённым популяциям. На данном этапе документ с полным списком животных является единственной защитой, поддерживаемой на федеральном уровне. Важной является и защита флоры. Помимо растений, в список включены грибы и разновидность микробиоты. Защита распространяется на всех обитателей вне зависимости от их места проживания — «в», «вне» защитной зоны.

Обновление документа полностью находится под управлением Министерства природных ресурсов. Для внесения любых правок и дополнительных ограничений функционирует отдельно созданная Комиссия. Работа данной группы лиц и условия <...> создания регулируются приказом Госкомэкологии РФ, выданным 24.09.1988.

Комиссия отдельно рассматривает каждый новый случай, вносит полноценные правки. В состав группы учёных входят представители ведущих научных организаций.

1
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ:
 
.
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
  1. Редкий. Состоящий из отдалённых друг от друга моментов. Редкий пульс.
  2. Полный. Цельный, вполне законченный; исчерпывающий. Описать полный круг.
  3. Документ. Официальная бумага, свидетельствующая о личности предъявителя. Проверка документов.
  4. Уровень. Подразделение чего-н. целого, получаемое при его расчленении. Уровни языка.
  5. Важный. Имеющий особое значение, значительный. Важное событие.
Ответ:
 
.
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. Официальный характер содержания обеспечивается включением в текст производных предлогов (с целью, помимо), отглагольных существительных (обнаружение, переиздание, ограничение, обновление, внесение и др.), канцеляризмов (осуществляется, на данном этапе, функционирует, данной группы лиц, регулируются приказом и др.).
  2. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины (подвид, популяция, флора, микробиота).
  3. Цель текста – убедить читателей или слушателей в необходимости защищать редких или исчезающих представителей животного мира.
  4. Своё отношение к предмету речи автор выражает с помощью эпитетов (определённым, единственной, природных и др.).
  5. Наличие в тексте аббревиатур (ККРФ, Госкомэкология РФ) является стандартным аспектом языка деловой письменной речи.
Ответ:
 
.

4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
  1. столЯр
  2. снЯта
  3. воссоздАла
  4. отозвАлась
  5. низведЁнный
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • У ребёнка необходимо развивать такие виды ПРОДУКТИВНОЙ деятельности, как рисование, ручной труд, лепку.
  • Наличие тайных статей договора является нормальной ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ практикой всех времён.
  • Совершенно словесную форму этому роману придаёт простой, точный, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ язык.
  • Воля в наши дни, как и в БЫЛЫЕ времена, помогает человеку справиться с жизненными невзгодами.
  • Бесспорно, эта девушка обладает чувством красоты, свойственным АРТИСТИЧЕСКОЙ натуре.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • ПРИОБРЕТШИЙ права
  • вместительные КУЗОВА
  • в СОРОКАХ домах
  • ИСПЕЧЁТ пирожки
  • литература ЯКУТОВ
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. ошибка в построении сложного предложения
  4. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Валерию показалось то, что он говорит слишком громко.
  2. В работах М.В.Нестерова "Пустынник" и "Видение пророку Варфоломею" привлекает глубокая человечность.
  3. Стремление отозваться на духовные нужды своей эпохи обусловили поэту широкую известность.
  4. Поступив на службу, Гумбольт не оставил своих научных занятий.
  5. Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.
  6. Начав смотреть фильм, режиссёр заставляет нас задуматься над важной проблемой.
  7. В.А.Фаворский создал к книгам великолепные иллюстрации, ставшие образцами для последующих поколений художников.
  8. Обилие солнечных дней позволило австралийцам наладить выпуск автомобилей, работающих бы на солнечных батареях.
  9. В фильме "Золотой лихорадке" переплетаются грустный лиризм и острая сатира.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. оп..раясь, раст..реть, д..фицит
  2. зан..мательный, в..негрет, пр..оритет
  3. см..чить, пр..филактика, попл..вок
  4. прот..реть, соч..тание, д..летант
  5. заск..чить, вытв..рить, б..сиком
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. вз..скать, пост..ндустриальный, без..нвентарный
  2. обе..доленный, не..гибаемый, и..древле
  3. фотооб..ектив, зав..южило, р..яный
  4. под..звать, с..звучие, перев..плотиться
  5. пр..старелый, непр..одолимый, пр..даться (мечтаниям)
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. бревенч..тый, издавн..
  2. жал..ваться, идеализир..вать
  3. засушл..вый, застр..вать
  4. подстра..ваться, (певица) обезголос..ла
  5. затверд..вать, магни..вый
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. закрут..шь, преследу..мый
  2. курлыч..щий, (звёзды) блещ..т
  3. обяж..шь, завис..вший (от нас)
  4. взвеш..нное (решение), прокат..шься
  5. посе..в (морковь), (дорого) стó..вший
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • (НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
  • Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
  • Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
  • (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
  • Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Деньги (НА)СЧЁТ фирмы поступили (ВО)ВРЕМЯ, и теперь можно было приступать к реконструкции здания.
  • (КОЕ)КАК делать дело (ПО)ИСТИНЕ неразумно.
  • Татьяна ТАК(ЖЕ), как и её подруга, увидела (В)ДАЛИ корабль, который на всех парусах приближался к скалистому берегу.
  • (В)СЛЕД за англичанами на поиски пути из Атлантического в Тихий океан (В)ДОЛЬ северных берегов Европы и Азии двинулись голландцы.
  • Катя ТО(ЖЕ) сорвала несколько цветков и положила их (В)СЕРЕДИНУ букета.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В тридцать лет она была уже разочарова(1)а в жизни и выглядела утомлё(2)ой от многочисле(3)ых проблем и забот.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
  2. Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
  3. После этого он достал из-под сиденья лопаточку и ведро спрыгнул на землю и аккуратно собрал в ведро все осколки.
  4. Мысль вдруг оборвалась и заменилась каким-нибудь неожиданным представлением и не было сил возвратиться к ней.
  5. Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осторожною и брюзгливою физиономией.
Ответ:
 
.
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В отличие от журавлей (1) живущих на недоступных болотах (2) цапли обычно гнездятся у берегов рек (3) устраивая на самых высоких вершинах (4) сплетённые из толстых прутьев (5) гнёзда.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В ближайшее время (1) думаю (2) на базе глобальной спутниковой связи и местных локальных систем вокруг планеты (3) может быть (4) единое информационное поле.
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Паломники приобретают (1) у подножья горы бамбуковые посохи с бубенчиками (2) которые должны им помочь (3) во время нелёгкого и долгого подъёма (4) и отправляются в путь.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды за ужином Ариадна стала говорить о том (1) что (2) если бы она была мужчиной (3) то не кисла бы в деревне (4) а поехала бы путешествовать (5) жила бы зимой где-нибудь за границей.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Через час над деревней к востоку прошла новая группа самолётов. (2)Капитан распорядился не дразнить их ружейным огнём: деревню населяли молчаливые женщины, старики да дети, и нужно было попрятать их в убежища. (3)Землянки для них предполагалось рыть на околице, но никто: ни бабы, ни старики, ни дети - ни за что не хотели вылезать из погребов, расположенных во дворах. (4)Всякий раз, когда самолёты скрывались и наступала расслабляющая тишина, земля ещё долго сохраняла в своих глубинах чуть ощутимую зябкую дрожь. (5)Это было особенно заметно в окопе, и тогда почему-то хотелось зевать и тело непроизвольно льнуло к стенке окопа. (6) В такие межсамолётные паузы из сверкающей дали лениво прикатывались заглушённые обвальные взрывы: где-то там впереди по-живому ворочался и стонал фронт.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и... (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю,– что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите,– говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (49)Увеличился.

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64) Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

(По Б.А. Можаеву)
22
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. По сравнению с нынешними временами в тридцатые годы в посёлке Гусь-Железный народу жило меньше.
  2. В бывшем барском доме посёлка Гусь-Железный рассказчик обнаружил торговые ряды.
  3. В одной из комнат барского дома сохранились стены и потолок.
  4. И писатель, и врач были обеспокоены тем, что барский дом не сохранился в первозданном виде.
  5. Рассказчика поразил роскошный интерьер барского дома: полы из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, позолоченные люстры.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 40-42 представлено рассуждение.
  2. Предложение 10 раскрывает смысл того, о чём говорится в предложении 9.
  3. В предложениях 23-24 содержится описание.
  4. В предложении 64 содержится ответ на вопрос из предложения 63.
  5. В предложениях 1-2 представлено повествование.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 51-56 выпишите разговорное слово, употреблённое в значении "полностью утратить, лишиться чего-л.".
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 26-35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонима и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Отношение персонажей к происходящему в посёлке автор передаёт с помощью такой формы речи, как (А)____(предложения 17–20, 25–42). Неравнодушие рассказчика обнаруживает синтаксическое средство (Б) _____ (предложения 3, 26). Тропы (В) _____ («задиристый хохолок» в предложении 24) и (Г)______ («как петушиный гребешок» в предложении 24, «как будто доклад читает» в предложении 57) помогают понять отношение рассказчика к собеседнику».

Список терминов:
  1. сравнение
  2. метафора
  3. парцелляция
  4. восклицательные предложения
  5. перифра
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. диалог
  8. риторический вопрос
  9. эпитеты
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26