Единый государственный экзамен 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. (2)Когда Василий Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, жадно всматриваясь в Кремль. (3)В создании картины художнику помогли <…> воспоминания детства: Суриков был потомком сибирских казаков, поэтому мальчиком слышал много старинных преданий и рассказов, в частности историю боярыни Морозовой. (4)В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта 16-17 веков: старинные обычаи, песни, одежда – всё это художник воплотил в своей картине.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Работая над исторической картиной «Боярыня Морозова», Василий Суриков посещал молитвенные дома старообрядцев под Москвой, он долго искал образ самой боярыни.
  2. В.Сурикову, задумавшему историческую картину «Боярыня Морозова», нужно было хорошо изучить эпоху, в которую происходило событие: ему помогли воспоминания из детства, чтение книг на эту тему, знакомство с памятниками и изучение особенностей русского быта 16-17 веков.
  3. Художник Василий Суриков прочитал много книг, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, жадно всматриваясь в Кремль, вспоминал предания и рассказы из детства, изучал черты русского быта 16-17 веков: старинные обычаи, песни, одежду.
  4. Суриков был потомком сибирских казаков и ещё мальчиком слышал много старинных преданий и рассказов, которые воплотил в картине «Боярыня Морозова».
  5. При написании картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков собирал разную информацию о той эпохе, которая изображена на полотне: читал книги, наблюдал памятники, изучал черты русского быта 16-17 веков, вспоминал предания и рассказы из детства – так происходит работа над исторической картиной.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАРТИНА, -ы, ж.
  1. Изображение чего-н. в художественном произведении. К.быта.
  2. То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. К. природы.
  3. То же, что фильм. Эта к. вышла на киноэкраны, но её ещё не показали по телевидению.
  4. Произведение живописи. Развесить картины.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • знАчимый
  • балОванный
  • бралА
  • бантЫ
  • аэропОрты
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Единственный ГАРАНТИРОВАННЫЙ способ избежать конфликтов на почве питания – позволить ребёнку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает.
  • Специалисты по рекламе вынуждены хорошо знать ПОКУПАТЕЛЬСКУЮ психологию.
  • Они исходили из соображений экономической ВЫГОДЫ и безопасности.
  • Мои дедушка с бабушкой вспоминали о БЫЛОМ как о невозвратном счастье.
  • Новые данные могут подтвердить, НАПОЛНИТЬ или опровергнуть мои выводы.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии, только они закрепляли зубы на дубинке не жгутом, а воском, вырабатываемым особыми пчёлами, которые не имели жала.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • в ИХ отчёте
  • ПОСАДИ дерево
  • ДВЕ СЕДЬМЫХ
  • КРАСИВШЕ сестры
  • много ВИШЕН
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  3. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
  2. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  3. Юля бросилась наперерез всадника, чтобы попросить его о помощи.
  4. Благодаря использованию инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.
  5. Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.
  6. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обращал внимания на нарядную ёлку.
  7. В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.
  8. Получив начальное домашнее образование, Гринёва отправили на службу в Белогорскую крепость.
  9. Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. см..рение, пл..вец, неср..внимый
  2. выск..чка, обл..чать, предпол..гать
  3. усл..жнённость, пол..скать (бельё), уп..мянуть
  4. расст..лать, уг..реть, бл..стать
  5. зам..реть, вым..кнуть, пож..нать
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ни..ходящий, не..добровать, ра..чёт
  2. пр..града, пр..емлемый, пр..вышение
  3. ин..екция, необ..яснимый, трёх..язычный
  4. пр..держаться (месяц), пр..бабушка, об..бщить
  5. пред..юньский, с..грать, небез..нтересный
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. великан..кий, киргиз..кий
  2. излишн.., бо..вой
  3. гор..вать, запасл..вый
  4. въедл..вый, запот..вать
  5. насла..вать, сит..чко
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. капризнича..т (дети), ла..щий
  2. суш..шь, рису..т (мальчик)
  3. ре..т (флаг), созре..шь
  4. пригрева..мый, увид..вший
  5. завис..шь, увид..нный
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Вошёл седой морщинистый старичок с давно (НЕ)БРИТЫМ подбородком и с нависшими усами.
  • Дети (НЕ)ИСТОВСТВУЮТ от восторга.
  • Извозчик осаживал (НЕ)УСПЕВШЕГО распалиться подтанцовывающего рысака.
  • Григорий Васильевич шёл домой (НЕ)СПЕША.
  • Ошибся Иван Иваныч - (НЕ)КАЖДУЮ собаку можно купить на приманку.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.
  • Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
  • (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.
  • Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.
  • (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
По берегу спута(1)о разросся кустарник, в чаще его вырыта пещера, прикрытая дверью, связа(2)ой из сучьев, а перед дверью насыпа(3)а укреплё(4)ая площадка, от неё к серебря(5)ому ручью спускаются валуны.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
  2. Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
  3. Она не то испугалась не то удивилась и поглядела на него большими глазами.
  4. Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
  5. Первые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле и небу золотые блики.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пущенный вверх (1) бумеранг (2) совершив полёт по дуге (3) вернулся в исходную точку.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
(С. Есенин)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Это были слова, ушедшие из культуры в народ со своим евангелием-букварём (1) в пределах (2) которого (3) составлялись агитлистовки и революционные лозунги.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Была она подтянута, разумом богата, стремительна, характером резка (1) и (2) хотя с виду не красавица (3) но мужчины задерживали на ней алчущие взоры.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Телецкое озеро является одним из красивейших озёр Алтая, а местные жители называют его Золотым озером. (2)Расположено в южной части западной Сибири, в Улаганском районе Алтая. (3)Своё название оно получило несколько столетий назад, когда сюда прибыли первые русские исследователи, которые встретили на берегах местных жителей из племени телесов. (4)Озеро, окружённое множеством живописных горных хребтов, находится на высоте в 436 метров над уровнем моря. (5)По своей глубине это четвёртое самое глубокое озеро России, входящее в список 30 самых глубоких озёр мира. (6)В длину озеро вытянулось на целых 77 километров, а средняя ширина составляет 2-3 километра. (7)Глубина Телецкого озера - 325 метров. (8)Озеро содержит огромные объёмы чистейшей пресной воды, по своей чистоте не уступающей воде озера Байкал. (9)Около семи десятков рек впадает в озеро, не считая нескольких сотен других более мелких периодических источников.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Вот тут-то и появился Лис.

– (2)3дравствуй, – сказал он.

– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

– (6)Я – Лис, – сказал Лис.

– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно.

– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.

– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете.

– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.

– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)3аслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

– (24)Пожалуйста, приручи меня!

– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Сперва сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе.

(36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания.

– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

– (41)Да, конечно, – сказал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:

– (44)Пойди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

( По А. Сент-Экзюпери)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Глазами невозможно увидеть самого главного, это должно почувствовать сердце.
  2. Лис не боялся людей и любил с ними играть.
  3. Маленькому принцу было грустно, и он попросил, чтобы Лис поиграл с ним.
  4. Маленький принц быстро приручил Лиса.
  5. Лис пошёл к розам, а потом вернулся попрощаться.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложения 29–31 представляют собой повествование.
  2. В предложениях 13–14 присутствует описание.
  3. Предложения 2–11 представлены в форме диалога.
  4. Предложения 49–51 содержат рассуждение.
  5. Предложения 33–35 содержат ответ на вопрос, поставленный в предложении 32.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 32–36 выпишите слово со значением: «в стороне, на некотором расстоянии».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 28–33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Сент–Экзюпери в своём великолепном и поучительном произведении рассказывает о Лисе и Маленьком принце. С помощью (А) __________ Лис учит принца жизненным ценностям (предложения 18, 20–21, 29–30, 34–35). Такая форма речи, как (Б)__________ (предложения 2–11), тоже способствует этому. Многие (В)__________ («зорко одно лишь сердце», «отдавать душу» из предложений 47–50) стали общеизвестными и у всех на слуху. Маленький принц многим интересуется, и (Г)__________ (предложения 4, 11, 32) помогают автору передать это».

Список терминов:
  1. неполные предложения
  2. диалог
  3. парцелляция
  4. олицетворение
  5. вопросительные предложения
  6. эпитеты
  7. метафора
  8. антонимы
  9. противопоставление
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26