Единый государственный экзамен 2024 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Действия, связанные с оплатой счетов, сегодня занимают не более нескольких секунд. Появляются также и новые способы проведения платежей. Физические лица пользуются как традиционными платёжными инструментами, так и новыми, в то время как юридические лица часто используют безналичные способы оплаты. Инновации в сфере проведения платежей достаточно быстро проникли в социально-экономические отношения и стали неотъемлемой частью рабочих процессов многих субъектов экономики. Важными факторами, которые повышают интерес к современным платёжным технологиям, являются очевидные удобство и быстрота проведения операций.

Мобильный банк и интернет-банк – популярные инструменты предоставления финансовых услуг, которыми пользуются многие клиенты банков на сегодняшний день. Эти технологии обеспечивают упрощённое взаимодействие клиентов с банками, оперативное управление своими счетами и выполнение различного рода операций. С их помощью можно оплачивать товары и услуги, мобильную связь, штрафы, пошлины, производить она является крайне востребованной.

1
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
    Ответ:
     
    .
    2
    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
    1. ОПЕРАЦИЯ. Отдельное действие в ряду других подобных. Банковская операция. Почтовая операция.
    2. СВЯЗЬ. Сообщение с кем-чем-нибудь, а также средства, которые дают возможность сообщаться. Космическая связь. Воздушная с.
    3. ИНСТРУМЕНТ. Орудие для производства каких-нибудь работ. Ручной инструмент. Хирургический инструмент.
    4. ЧАСТЬ. Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Разделять на части. Часть заработка. Часть публики.
    5. ПРОИЗВЕСТИ. Вызвать что-либо, стать причиной чего-либо. Произвести впечатление на кого-нибудь. Произвести переполох.
    Ответ:
     
    .
    3
    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
    1. Текст относится к официально-деловому стилю, поскольку лишён образности и содержит чёткие инструкции.
    2. В тексте вместо глаголов активно используются отглагольные существительные со значением действия (управление, списаний, сканирование).
    3. Встречающиеся в тексте прилагательные платёжные (инструменты), социально-экономические (отношения), финансовые (услуги) выступают в роли эпитетов и выполняют функцию эмоционального воздействия на читателя.
    4. В тексте присутствуют причастия и причастные обороты, свойственные письменной речи (например: связанные с оплатой счетов, защищён).
    5. Стилеобразующими чертами этого текста являются обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, свойственные литературе научного характера.
    Ответ:
     
    .

    4
    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
    1. бралА
    2. бОроду
    3. озлобИть
    4. кровотОчащий
    5. бантЫ
    Ответ:
     
    .
    5
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    • Потом он крепко ОБХВАТИЛ меня за плечи и легко приподнял.
    • K IV веку город начал терять БЫЛУЮ славу, утрачивать блеск и могущество.
    • Даже идеальная чистота в доме не даёт ГАРАНТИЙНОЙ защиты от насекомых.
    • В голосе дочери вдруг послышались затаённые ИРОНИЧНЫЕ нотки.
    • Скифы умело УКЛОНЯЛИСЬ от сражений, применяя тактику выжженной земли.
    Ответ:
     
    .
    6
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
    Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
    Ответ:
     
    .
    7
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    • опытные ДОКТОРА
    • ТРОЕ прохожих
    • о шести тысячах ВОСЬМИСТАХ рублях
    • запасы САХАРА
    • пара ЧУЛКОВ
    Ответ:
     
    .
    8
    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    1. неправильное построение предложения с косвенной речью
    2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
    3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
    4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    5. ошибка в построении предложения с однородными членами
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Вера была в течение этой недели в парке, пляже, кино.
    2. На берегу Северного пролива, ведущего из Атлантики в Ирландское море, поднимаются невысокие горы Антрим.
    3. Дети отвечали, что пусть бы лучше не вмешивались в их дела.
    4. Начав работать над диссертацией, у меня уже не было времени на беседы с другом.
    5. Ольга всегда поступала наперекор желанию отца.
    6. На западе страны находятся самые высокие горы Австрии, покрытая снегами и ледниками.
    7. Вопреки решения комиссии, Олег продолжал тренироваться.
    8. В Средние века владельцы замков демонстрировали своё могущество, возводя неприступные стены с бойницами.
    9. Этот молодой человек одевается отлично и со вкусом.
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         
    9
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. п..лисадник, заг..товленный, акр..бат
    2. соч..тать, ст..пендия, затр..щать
    3. зав..рещать (от испуга), подб..рут, пр..цедент
    4. уд..вительный, обж..гать, пласт..лин
    5. выск..чить, к..чан, раст..ржение
    Ответ:
     
    .
    10
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. пр..стройка, непр..рывный, пр..станище
    2. с..ёжился, в..едливый, б..ющийся
    3. не..добровать, ра..колоть, бе..принципный
    4. в..скликнул, п..дножие (горы), об..льстить
    5. из..скать, пред..стория, сверх..скусный
    Ответ:
     
    .
    11
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. заповед..вать, еж..вые (норы)
    2. оцен..вать, доверч..вый
    3. сторож..вой, ослаб..вать
    4. задерг..вать, корн..вой
    5. нов..зна, неряшл..вый
    Ответ:
     
    .
    12
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. нес..щий, плач..щий (малыш)
    2. ла..щий, терп..щий
    3. слыш..вший (шорох), скач..нные (файлы)
    4. реша..шь, расстрел..нные (патроны)
    5. пада..шь, уме..шь
    Ответ:
     
    .
    13
    Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
    1. Несмотря на все (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
    2. Мцыри – герой, (НЕ)МЫСЛЯЩИЙ себя вне активной жизни, вне деяний и порывов.
    3. Вершины гор румянятся от солнечного света, а долины ещё (НЕ)ОЗАРЕНЫ.
    4. Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
    5. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
    Ответ:
     
    .
    14
    Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
    1. Софья Львовна, сама не зная (ОТ)ЧЕГО, минутку плакала молча, потом вытерла слёзы и сказала: «Рита ТО(ЖЕ) с нами, и Володя тут».
    2. Погода (В)НАЧАЛЕ была хорошая, кричали дрозды, (В)ТИШИ болот слышен был лёгкий звук выходящих на поверхность пузырей газа.
    3. Они приехали в Севастополь и остановились в небольшой, (ПО)ДОМАШНЕМУ обставленной гостинице, ЧТО(БЫ) отдохнуть как следует.
    4. (ПОД)МЫШКОЙ у господина была изысканная трость, (ЗА)ТО шляпа его выглядела старой и повидавшей виды.
    5. (В)НАЧАЛЕ его игра была робкой, неуверенной, ЗА(ТО) потом звуки полились мощно и свободно.
    Ответ:
     
    .
    15
    Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
    Здесь берега реки соверше(1)о пусты(2)ы, поэтому ты чувствуешь себя затеря(3)ым в бескрайних просторах, неисследова(4)ых и необжитых.
    Ответ:
     
    .
    16
    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.
    2. Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.
    3. Ни один экзамен по литературе ни одно сочинение не должны обходиться без использования специального языка литературоведения его терминов и понятий.
    4. Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
    5. Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.
    Ответ:
     
    .
    17
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.
    Ответ:
     
    .
    18
    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело
    Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
    Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
    Пусть несётся песня к милой до порога.
    (С.А.Есенин)
    Ответ:
     
    .
    19
    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    А школа профучёбы (1) создание (2) которой (3) Скумбриевич ставил себе в особенную заслугу (4) всё время перестраивалась (5) что, как известно, обозначает полную бездеятельность.
    Ответ:
     
    .
    20
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Учёный думал о том (1) что (2) когда (3) завершится эксперимент (4) нужно будет немедленно сообщить о его результатах научному сообществу.
    Ответ:
     
    .
    21
    Найдите предложения, в которых двоеточие ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Много приключений ожидало путешественников. (2)На них напали татары и разграбили товар. (3)Один из кораблей во время бури на Каспийском море выбросило на берег, и купцы, плывшие на нём, попали в плен. (4)Никитину повезло: на корабле посла он добрался до Ширвана, а оттуда отправился в Ормузю. (5)В Ормузе Никитина поражало всё: жара, сильный знойный ветер, верблюды, навьюченные бурдюками с пресной водой. (6) Отсюда в Индию возили породистых лошадей: там они очень ценились. (7)Никитин купил хорошего коня и на большом судне поплыл через Аравийское море в Индию. (8)Высадился Никитин в городе Сауле. (9)Обо всём, чему он был свидетелем, Никитин писал в дневнике. (10)Однако всё чаще ему вспоминалась Родина. (11)Никитин говорил: «Нет в мире страны, подобной моей Родине». (12)И в начале 1472 года он двинулся в обратный путь.
    Ответ:
     
    .

    Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

    (1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

    (3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

    (6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

    (11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

    (13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

    (19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

    (27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

    (По В.А. Солоухину)
    22
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника.
    2. Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно.
    3. Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами.
    4. С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине.
    5. Любовь к Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе.
    Ответ:
     
    .
    23
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1. Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.
    2. В предложении 25 представлено описание.
    3. Предложения 11, 12 содержат повествование.
    4. В предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание.
    5. В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
    Ответ:
     
    .
    24
    Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.
    Ответ:
     
    .
    25
    Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    Ответ:
     
    .
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    26
    «В.А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)_________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)_________ («стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)_________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 17, 18)».

    Список терминов:
    1. фразеологизм
    2. диалектизм
    3. восклицательные предложения
    4. гипербола
    5. вопросительные предложения
    6. эпитет
    7. метафора
    8. лексический повтор
    9. анафора
    Ответ:
    АБВГ
        
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26