Единый государственный экзамен 2024 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Суворов был одним из самых образованных людей своего времени. Он изучал математику, историю, географию; владел немецким, французским, турецким и финским языками, был основательно знаком с древней и новой литературой. Он проштудировал все важнейшие книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нём с огромной жаждой деятельности. Военное дарование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Суворов ещё при жизни стал легендой. Он со своими чудо-богатырями не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти <…> русского человека.

1
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которая должна стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
    Ответ:
     
    .
    2
    В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
    1. ЯЗЫК. Система звуковых и словарно-грамматических средств, служащая орудием общения людей. Великий русский язык.
    2. ЗНАТЬ. Обладать какимин. познаниями, иметь о ком-чём-нибудь понятие, представление. Знать урок. Знать своё дело.
    3. УМ. О человеке как носителе интеллекта. Лучшие умы человечества.
    4. ВЛАДЕТЬ. Уметь, иметь возможность пользоваться чем-нибудь, действовать при помощи чего-нибудь. Владеть оружием. Владеть пером.
    5. НОВЫЙ. Недостаточно знакомый, малоизвестный. Он здесь новый человек. Посетить новые места.
    Ответ:
     
    .
    3
    Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
    1. Прилагательное в сравнительной степени "из самых образованных" указывает на самую высокую степень качества и употребляется как средство сравнения.
    2. Для изображения длительных действий автором используются глаголы несовершенного вида (сочеталась, хранится).
    3. Одним из средств художественной выразительности в тексте являются книжные слова (например: проштудировать, интеллектуальная).
    4. Многозначное слово "владел" употреблено в данном тексте в прямом значении – умел пользоваться чем-нибудь.
    5. Основной функционально-смысловой тип речи – описание, так как в нём автор даёт оценку характеру героя.
    Ответ:
     
    .

    4
    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
    1. вклЮченный
    2. прИданое
    3. влИться
    4. ободрАла
    5. красИвее
    Ответ:
     
    .
    5
    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    • Письмо НАПОЛНИЛО моё сердце радостью.
    • И всё же ВЕКОВОЙ холод царил в этой огромной, пустынной комнате.
    • Командир части отправил родителям солдата БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо.
    • Тяжкий ВЗДОХ вырвался из груди Морреля, и он остановил на Валентине долгий и грустный взгляд.
    • Сестра приобрела АБОНЕМЕНТ в спортивный комплекс.
    Ответ:
     
    .
    6
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выписав исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
    С 1908 по 1914 год в Петербурге издавался журнал «Сатирикон», в котором публиковалось много сатирических карикатур.
    Ответ:
     
    .
    7
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    • с ОБОИХ сторон
    • летит не менее ВЫСОКО
    • заграничные ПАСПОРТА
    • ПРИЕЗЖАЙ быстрее
    • пальто без ПОГОН
    Ответ:
     
    .
    8
    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    1. неправильное построение предложения с косвенной речью
    2. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
    3. ошибка в построении предложения с однородными членами
    4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Следуя традициям семьи, мальчиком тоже изучалось иконописное мастерство.
    2. Декабристы любили и восхищались русским народом.
    3. На клумбе росли разные цветы: незабудки, гвоздики, розы.
    4. В качестве лекарства календулу используют в виде настоя.
    5. Рубенс любил изображать на картинах людей, близких ему или чем-то привлекших его внимание.
    6. Сестра, уходя из дома, сказала, что я вернусь поздно.
    7. Вопреки предупреждения синоптиков погода была тёплой.
    8. Работая с великими русскими композиторами, Петипа новаторски подошёл к воплощению их гениальных партитур.
    9. С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма.
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:
    АБВГД
         
    9
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. б..гунья, пр..цедент, расст..лается
    2. см..рение, б..лизна, просл..дить
    3. сл..варный, к..мпетентный, к..снуться
    4. зам..чать, пом..няться (ролями), ш..велюра
    5. доск..кать, ш..ловливый (малыш), опр..вдать
    Ответ:
     
    .
    10
    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. запр..кинуть, с..гласие, пр..образ (героя)
    2. пр..уныл, пр..вратное (представление), гостепр..имство
    3. сверх..нвестиция, вз..мание (платы), двух..мпульсный
    4. по..кладка, о..дирать, на..строчный
    5. не..горевший, в..дремнуть, бе..корыстный
    Ответ:
     
    .
    11
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. переплёт..ик, смаз..ик
    2. развед..вать, совет..вать
    3. немец..кий, француз..кий
    4. сирен..ватый, (реки) обезвод..ли (в жару)
    5. вод..ной, ветр..ная (мельница)
    Ответ:
     
    .
    12
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1. помога..шь, передава..мые
    2. стро..щийся (объект), раста..л (лёд)
    3. знач..мый, бре..шься
    4. развива..мый, терп..шь
    5. ненавид..вший, вылеч..шь
    Ответ:
     
    .
    13
    Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
    1. Окна в квартире были (НЕ)ВЫМЫТЫ, да и в целом комнаты нельзя было назвать чистыми.
    2. Голос Алексея был (НЕ)ТИХИМ и мягким, как обычно, а громким и твёрдым, в нём звучала уверенность и сила.
    3. По мере приближения к морю всё яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ ни на минуту шум беспокойных волн.
    4. Лучше (НЕ)ДОСОЛИТЬ, чем пересолить.
    5. (НЕ)ЗАБЫВАЕМОЕ впечатление оставила гроза в деревне.
    Ответ:
     
    .
    14
    Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
    1. В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».
    2. Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.
    3. ЧТО(БЫ) вам посоветовать посмотреть (ВО)ВРЕМЯ экскурсии?
    4. Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.
    5. (В)НАЧАЛЕ беседы позвольте представиться, ТАК(КАК) мы с вами не знакомы
    Ответ:
     
    .
    15
    Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
    Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(2)ы кверху, вероятно, бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица, которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.
    Ответ:
     
    .
    16
    Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Я был совершенно равнодушен к Новому году и к пустому полю и к своей и к нашей участи.
    2. Сад у тётки славился соловьями и горлинками яблоками и грушами.
    3. Из гостиной виден был весь сад и белоснежная равнина под звёздным небом светилась вдали.
    4. Жена ласково заглядывала мне в глаза и лицо её было необыкновенно мило в эту минуту и вся она казалась такой женственной в серой шали.
    5. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе.
    Ответ:
     
    .
    17
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    В XIX веке неимущие дворяне (1) ограничившись скромным запасом знаний (2) полученных в каком-нибудь училище (3) стремились поступить на государственную службу (4) пополняя армию мелких чиновников.
    Ответ:
     
    .
    18
    Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Однако (1) строительство железных дорог со стандартными параметрами (2) бесспорно (3) имеет ряд преимуществ. В этом случае можно перевозить грузы из одного государства в другое без перегрузки, и (4) кроме того (5) снижаются затраты на производство локомотивов.
    Ответ:
     
    .
    19
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Настоящими героями М.Горький (1) считал только тех людей (2) которые любят и умеют работать (3) которые ставят себе целью освобождение всех сил для творчества и организации таких форм жизни (4) которые достойны человека.
    Ответ:
     
    .
    20
    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
    Ответ:
     
    .
    21
    Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Птолемей полагал, что все светила и планеты обращаются вокруг Земли, которая является центром Вселенной. (2)В XVI веке польский астроном Николай Коперник заявил, что не Солнце обращается вокруг Земли, а Земля вместе с другими планетами — вокруг Солнца. (3)Учение Коперника развил великий итальянский учёный Галилео Галилей. (4)В 1609 году он собрал первый в мире телескоп — зрительную трубу, способную увеличивать наблюдаемые объекты в 32 раза. (5) Во второй половине XVII и в XVIII в. совершенствованием телескопов занимались многие известные учёные мира: Кеплер, Ньютон, Ломоносов. (6)В XX веке был изобретён совершенно новый тип телескопа — радиотелескоп. (7)Радиотелескоп — огромная чашеобразная антенна, которая принимает идущие из космоса радиоволны.
    Ответ:
     
    .

    Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

    (1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей.

    (4)Здесь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу.

    (5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки.

    (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.

    (11)– Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

    (12)– У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, – сказал он.

    (13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.

    (17)– Здорово! – сказал я.

    (18)– Здорово! – сказал он.

    (19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.

    (20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.

    (22)– Потерплю, – сказал Славка. (23)– Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.

    (25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем. (26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх – у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.

    (33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (36)Если бы им удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.

    (По В. Конецкому)
    22
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. Слава был старшим помощником командира подлодки.
    2. Автор текста, как и Слава, служил во флоте.
    3. Слава погиб, но его подчинённые сумели покинуть лодку.
    4. Экипаж отказался покинуть лодку, потому что у многих на фуражках были неформенные козырьки.
    5. У Славы были проблемы со здоровьем, но он не хотел оставлять службу на подлодке.
    Ответ:
     
    .
    23
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1. Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.
    2. Предложения 1-3 содержат повествование.
    3. Предложения 5-8 включают описание.
    4. Предложения 32-34 содержат рассуждение.
    5. Предложения 25–28 представляют собой повествование.
    Ответ:
     
    .
    24
    Из предложений 28-30 выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
    Ответ:
     
    .
    25
    Среди предложений 29–35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:
     
    .
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
    Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
    Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
    26
    «Рассказ о погибшем друге В. Конецкий начинает с описания его внешнего вида. Описывая «совершенно неформенную» одежду морского офицера, автор использует лексическое средство – (А) __________ («наплевав» в предложении 5). С помощью такого приёма, как (Б) __________ (в предложении 6), в этом описании поначалу создаётся образ офицера, пренебрегающего правилами. Однако автор хорошо видит основную черту погибшего друга и, называя её, использует троп – (В) __________ («хранил в сердце верность романтике» в предложении 10). Сквозь лаконичный, по-мужски сдержанный рассказ о гибели друга прорываются эмоции автора, о чём свидетельствуют короткие, отрывистые предложения и приём – (Г) __________ (предложения 26, 27)».

    Список терминов:
    1. риторический вопрос
    2. гипербола
    3. просторечная лексика
    4. противопоставление
    5. парцелляция
    6. экспрессивный повтор
    7. метонимия
    8. метафора
    9. эпитеты
    Ответ:
    АБВГ
        
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26