Единый государственный экзамен 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Любой из нас, даже не знающий азов философии, имеет некое мировоззрение. (2) Каждый человек с течением времени развивает и изменяет своё мировоззрение по существу или в частностях, <...> не осознавая этого процесса. (3) Однако изменения можно выявить, следуя за мыслями человека на протяжении достаточно длительного отрезка его жизни, можно проследить развитие мировоззрения группы людей (поколения, нации, религиозной общины) и всего человечества, чем и занимаются науки и искусства.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Человек порой меняет своё мировоззрение, не осознавая этого процесса.
  2. Мировоззрение любого человека может изменяться по существу и в частности.
  3. Человек имеет некоторое мировоззрение, которое изменяется и развивается и которое можно выявить, что и делают науки и искусства.
  4. Наука и искусства помогают выявить и проследить развитие и изменение мировоззрения человека, группы людей и человечества.
  5. Даже человек, на знающий азов философии, имеет некое мировоззрение.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите наречие времени, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это наречие.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАЗВИВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАЗВИВАТЬ, несов.
  1. Распространять, расширять, углублять содержание или применение чего-н. Р. чью-нибудь мысль.
  2. Довести до какой-нибудь степени силы, мощности, совершенства. Р. промышленность.
  3. Усилить, дать чему-нибудь окрепнуть, укрепиться. Развивает память.
  4. Довести до какой-нибудь степени духовной зрелости, сознательности, культурности. Р. ребёнка.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • зАнятый
  • начАвшись
  • дОнельзя
  • воссоздалА
  • вероисповЕдание
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Я не слышал всего разговора, до меня доносились лишь ОТРЫВКИ фраз.
  • Хорошая ИНФОРМИРОВАННОСТЬ предусматривает возможность принятия широкого диапазона решений на разных уровнях управления.
  • Стоило художнику закрыть глаза, как ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ мир сменялся миром фантазии.
  • Из сада слышался ДЕЛОВИТЫЙ гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.
  • Я вдруг почувствовал ЗВЕРСКИЙ голод после пятичасового перелёта.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • много спелых ВИШЕН
  • следы на СНЕГУ
  • он более УГРЮМЕЕ
  • нет ЗАМОРОЗКОВ
  • самый МОЛОДОЙ сотрудник
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
  3. нарушение в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Блок часто вспоминал прогулки с дедушкой, преподававшим ботанику в Петербургском университете.
  2. Пржевальский впервые нанёс на карту Центральной Азии более двадцати хребтов, семь крупных и ряд мелких озёр.
  3. Мне нравится смотреть телевизор и вишнёвое варенье.
  4. Занимая должность преподавателя географии, Пржевальским изучалась история путешествий.
  5. 24 мая празднуют День славянской письменности, посвященный Кириллу и Мефодию, создавших славянскую азбуку.
  6. Роберт Пири, утверждая своё первенство в открытии Северного полюса, обвинил Кука в мошенничестве.
  7. В "Последнем дне Помпеи" Брюллов представляет сцену гибели древнего города, трагическую судьбу его жителей.
  8. Вавилон возвысился над городами Двуречья в XX-XVII вв. до нашей эры и становится столицей новой державы.
  9. В картине "Петре I" Серов передаёт энергию созидания суровой и великой для России эпохи.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. проскл..нять, д..ревня, подр..стковый
  2. в..стибюль, л..кализация, т..матический
  3. об..няние, п..рламент , б..ланс
  4. д..рижёр, альм..нах, б..рхатистый
  5. б..гровый, канц..лярия, юб..лей
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. чре..мерный, бе..ымянный, ра..бежаться
  2. нед..делать, с..единение, д..смотреть
  3. под..скать, под..грать, без..сходный
  4. пр..образование, пр..украсить, пр..школьный
  5. пр..старелый, пр..городить, пр..знание
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. отрасл..вой, продл..вать
  2. имень..це, выносл..вый
  3. ямщи..кий, комендант..кий
  4. бал..вать, упак..вать
  5. сол..вой, горшоч..к
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. гон..шь (лошадей), исполня..мый
  2. кле..шь, испорт..вшийся
  3. (абитуриенты) наде…тся, улыба..щийся
  4. пыш..щий (здоровьем), (ученики) шепч..тся
  5. пол..щие (сорняки), (быть) высме..нным
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • (НЕ)ИЗБАЛОВАННЫЙ родителями ребёнок будет легче преодолевать жизненные трудности.
  • Он уехал, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ ответа.
  • Девочке со спичками из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена (НЕ)ОТКУДА было ждать помощи.
  • Шила в мешке (НЕ)УТАИШЬ.
  • Это был обычный, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ день.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.
  • И тогда (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.
  • (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ длинной информации пассажирам было объявлено, что (В)СВЯЗИ со снегопадом все авиарейсы задерживаются.
  • Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
  • (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Она призналась, что всё-таки принужде(1)а была очень многое допустить в виде совершившихся фактов; что сдела(2)о, то сдела(3)о, поэтому ей даже стра(4)о, что Афанасий Иванович всё ещё продолжает быть так напуга(5)ым.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Позади остались как большие города так и маленькие деревушки.
  2. Он вышел на светлый и шумный Алайский рынок и долго расхаживал там взад и вперёд.
  3. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы.
  4. Александр и организовал пикник и закупил всё необходимое.
  5. К вечеру у реки стало прохладно и постепенно всё скрылось во тьме.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка и треуголку.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Для достижения поставленной цели (1) к слову сказать (2) деловитость нужна не меньше, чем знания. Следовательно (3) надо развивать в себе умение общаться с людьми и (4) к тому же (5) дисциплинированность.
Ответ:
 
.
19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она рассматривала наваленные аппетитными горками какие-то фрукты (1) названия (2) которых (3) не знала (4) пучки гигантского лука и разноцветные глыбы мёда (5) вокруг (6) которых (7) вились осы.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках (2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Слово «заря» – одно из прекраснейших слов русского языка. (2)Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (3)Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (4)Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. (5)Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. (6)Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. (7)Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел – стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: (27)«Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

(33)– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

(35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

( По К.Г. Паустовскому)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Заяц выбрался из горевшего леса невредимым, но уставшим, поэтому дед понёс его на руках.
  2. И заяц, и дед упали от усталости, когда выбрались из леса к озеру,.
  3. Дед Ларион чувствовал благодарность к зайцу, поэтому оставил его жить у себя.
  4. Дед выстрелил в зайца, но промахнулся.
  5. Дед Ларион вывел заплутавшего зайца из лесного пожара.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложении 14 указана причина того, о чём говорится в предложении 9.
  2. В предложениях 1-5 представлено повествование с элементами описания.
  3. Предложения 14-16 представляют собой рассуждение.
  4. В предложениях 9-11 содержится описание.
  5. Предложения 30 и 32 представляют собой последовательные действия героя.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 22-27 выпишите слово со значением «распознавать, ощущать»:
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 8–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«В данном фрагменте К.Г.Паустовский рассказывает историю, которая произошла с дедом Ларионом на Урженском озере. Для описания окружающей природы автор использует такие синтаксические средства, как (А)__________ (в предложениях 2, 9) и (Б)__________ (в предложении 18), а в описании лесного пожара встречается троп (В)__________ («неслыханная скорость» в предложении 18, «широкий гул» в предложении 19). Такое средство, как (Г)__________ («смерть настигала, хватала за плечи»), помогает воссоздать эмоциональную атмосферу случившегося.

Список терминов:
  1. безличное предложение
  2. градация
  3. метонимия
  4. метафора
  5. сравнительный оборот
  6. вводные слова
  7. эпитет
  8. эпитет
  9. однородные члены предложения
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26