Единый государственный экзамен 2021 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты: несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины. (2)Известный сейсмолог и геолог профессор Масааки Кимура посвятил изучению объектов Йонагуни больше десяти лет и в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни представляет собой рукотворный мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма, вероятнее всего, мощнейшего землетрясения. (3)<…>, если выводы Кимура верны, то учёным придётся пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Если выводы Кимура верны и найденный у острова Йонагуни подводный объект – затонувший рукотворный мегалит, то учёным придётся пересмотреть свои взгляды на историю человечества.
  2. Учёным придётся пересмотреть картину развития человечества, если, в соответствии с выводами профессора Кимура, найденный у острова Йонагуни подводный объект – затонувшее древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации.
  3. Обнаруженный под водой у острова Йонагуни подводный объект в результате исследований профессора Кимура стал известен широкой общественности.
  4. Известный сейсмолог и геолог Масааки Кимура, профессор университета Рюкю, на протяжении десяти лет исследовал обнаруженный в 1986 году подводный мегалитический комплекс Йонагуни.
  5. В 1986 году японскими аквалангистами около острова Йонагуни были обнаружены подводные пирамиды, террасы и платформы разной величины.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это словосочетание.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАРТИНА, -ы, ж.
  1. Произведение живописи. Картины русских художников.
  2. Подразделения акта в драме. Пьеса в трёх действиях, семи картинах.
  3. Вид, состояние, положение чего-н., представление о чём-либо (книжн.). К. запустения.
  4. Изображение чего-н. в художественном произведении. К. крестьянского быта.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • занялА
  • опредЕлен
  • ободрИть
  • монолОг
  • аэропОрты
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • ГАРМОНИЧНЫЕ отношения могут быть только там, где есть взаимный интерес, уважение и доверие.
  • Огромный стадион, вмещающий двести тысяч зрителей, был ПЕРЕПОЛНЕН.
  • Государство ПРЕДОСТАВИЛО частной компании земельный участок для строительства парка отдыха.
  • ПРАКТИЧНЫЕ занятия в университете начинаются не сразу, а после одной-двух лекций.
  • Непроизвольный глубокий ВДОХ - сигнал о том, что организму недостаёт кислорода.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Большую роль в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • выступали ПРОФЕССОРЫ
  • ПОЛОЖИ в сумку
  • несколько КОЧЕРЁГ
  • ПЯТЬЮСТАМИ рублями
  • менее СЛАДКИЙ фрукт
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Ученики, правильно выполнившие хотя бы половину заданий в течение установленного времени, переходят во второй тур конкурса.
  2. Когда абитуриенты увидят свои фамилии в списках зачисленных, им кажется, что сбылись все мечты.
  3. Несколько дней, проведённых А.С.Пушкиным в таборе бессарабских цыган, нашли отражение в его поэме «Цыганах».
  4. Одна из картин А.Саврасова висит справа на стене, называющаяся «Грачи прилетели».
  5. Дворянство пользовалось особыми привилегиями во время правления Екатерины II.
  6. Нестерпимая жара и засуха стояли в течение всего лета.
  7. Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
  8. Слушая классическую музыку, она никогда не надоедает.
  9. Явившись новым видом искусства, изначально реклама ставила своей целью пропаганду высоких идеалов.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. обязательный, вершина (треугольника), преобразовать
  2. (смотреть) искоса, проглотить (косточку), наваждение
  3. нарастание, окаменеть, семейный
  4. нагревать (до кипения), ласкающий (взгляд), единица
  5. обнажённый, окончание, обтирание
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. и..вечный, чре..мерный, ай..берг
  2. пред..юбилейный, об..ект, без..ядерный
  3. вз..мать, двух..гольный, меж..нститутский
  4. п..плавок, пр..язык, поз..вчера
  5. пр..усадебный, пр..способиться, пр..умножить
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. гост..вой, ландыш..вый
  2. корот..нький, наста..вать
  3. теплоустойч..вый, владел..ца
  4. маслян..стый, ослаб..вать
  5. вальсир..вать, подж..г (домов)
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ре..т (флаг), созре..шь
  2. завис..шь, увид..нный
  3. суш..шь, рису..т (мальчик)
  4. капризнича..т (дети), ла..щий
  5. пригрева..мый, увид..вший
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Мореплаватели встретили (НЕ)ПРИВЕТЛИВЫЕ пустынные берега, на которых громоздились ледники.
  • Критерии нравственности, к сожалению, (НЕ)ЗАКЛЮЧЕНЫ внутри науки, а находятся вне её.
  • Хотя было очень темно, наш маленький отряд, (НЕ)СБИВАЯСЬ с пути, уверенно шёл к цели.
  • Никакой опыт (НЕ)ОПАСЕН, если на него отважиться.
  • Профессор считал, что аспирант, ни разу (НЕ)РИСКНУВШИЙ на самостоятельную мысль, потерян для науки.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.
  • ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому.
  • (С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребятишки.
  • (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду.
  • (НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Эта картина запомнилась ещё с вое(1)ого времени: на вокзале, огромном и холодном, часть стены которого разруше(2)а недавней бомбёжкой, на изрешечё(3)ой осколками деревя(4)ой скамье сидит женщина с ребёнком; малыш, обвив ручонкой материнскую шею, крепко спит, лицо женщины застыло в скорби и печали.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Ветки сыры и плохо поддаются огню.
  2. Возьмите любое число и умножьте его на два.
  3. Этот лес был прекрасен как днём так и ночью.
  4. Часто нужно во времени и проверить и оценить силу и степень совершенства настоящей литературы.
  5. Вскоре после обеда выглянуло солнце и отдыхающие вышли на прогулку.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тучи водяных брызг пронизывают десятки радуг (1) дополняющих своим многоцветием (2) бурную и пёструю палитру растений (3) цветущих у подножья водопадов (4) и на разделяющих их скалах.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Звёздочки ясные (1) звёзды высокие!
Что (2) вы (3) храните в себе, что скрываете?
Звёзды (4) таящие мысли глубокие,
Силой какою (5) вы (6) душу пленяете?
(С.А.Есенин)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Эйнштейн был готов в любую минуту помочь людям (1) какие бы трудности ни вставали (2) на его пути (3) и достижение взаимопонимания между нациями для него было задачей первостепенной важности (4) так (5) как он на себе испытал всё зло расовых предрассудков.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. (2) Первому безымянному хлеборобу люди должны поставить памятник, потому что, несмотря на многовековой прогресс, ничего более полезного и необходимого для человека не придумано. (3) В наши дни добывание хлеба насущного – дело как будто простое. (4) Зашёл в булочную, окинул взглядом хлебные полки, выбрал нужное, заплатил деньги – и ешь на здоровье. (5) Но так ли всё просто? (6) Ведь это только покупателю хлеб достаётся просто. (7) Тем же, кто его производит, он стоит тяжёлого труда, иссушающих заботой бессонных ночей, напряжения всех духовных сил. (8) Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним должно на Вы. (По М. Клепикову)
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)В тот майский день я исходил по неодетому, звонкому, пряно пахнущему лесу километров двадцать. (2)Неузнаваемо изменились некогда глухие, не топтанные ногой человека лесные чащи. (3)А места эти я помнил с детства. (4)Помнил и бережно хранил в памяти, как волшебную, ещё никем не открытую страну.

(5)Мне хотелось поспеть к вечерней заре на Королевскую тягу. (6)Это высокая, полого поднимающаяся гора с широкой просекой посередине. (7)Гору почти по всей окружности опоясывает речка Каменка.

(8)Я ещё далеко не дошёл до Королевской тяги и почувствовал неладное. (9)Откуда-то взялась незнакомая дорога, ведущая к горе, сплошь заваленная сосновыми ветками. (10)Деревья по обочинам дороги были ободраны, из земли торчали исковерканные гусеницами тракторов, истекающие соками корни. (11)Встревоженный, я ускорил шаг, а когда дошёл до Каменки, увидел, что сосновый бор на горе подчистую вырублен.

(12)«Вот тебе и неоткрытая страна!» – с горечью подумал я. (13)Нетронутыми на Королевской тяге остались одни камни, – те, что мёртво покоились на самом перевале, где столько было встречено незабываемых весенних зорь, столько передумано и пережито.

(14)Я сел на камни и долгим взглядом обвёл открывшиеся с высоты дали. (15)Всё было как прежде: и клонившееся к закату солнце, и далёкая синь лесов, и вечерние песни птиц. (16)И только не хватало знакомого смолистого бора. (17)Угнетала непривычно голая пустошь Королевской тяги, с копнами несожжённой хвои, с невывезенными, беспорядочно разбросанными по горе древесными стволами. (18)Королевская тяга напоминала сейчас большой старый дом, в котором прошли долгие годы и который только что опустел.

(19)Ну, вырубили строевой сушняк – надо, значит. (20)Непонятно только, почему его не вывезли или хотя бы не сложили в штабеля? (21)И уж совсем непонятно было, зачем погубили молодой березняк? (22)Так и лежали берёзки – каждая в детскую руку толщиной, – сражённые под корень одним ударом топора, лежали с необрубленными сучьями, будто после сокрушительного ветровала. (23)На дрова сгодились немногие из них, они были разделаны и сложены в поленницу. (24)Эта поленница с вбитыми в землю кольями-подпорками, ровная и высокая, стояла невдалеке от камней, как белая гробница, как памятник погибшему лесу.

(25)Солнце спустилось на красный от заката гребень гор и, рдея и пуская длинные розовые стрелы, начало скатываться на другую сторону земли. (26)Птицы замолкли. (27)Запахло сырой землёй, от сваленных в кучи сосновых веток остро потянуло перебродившим брусничным настоем.

(28)Мои невесёлые размышления прервал неожиданно появившийся вальдшнеп. (29)Как он мне нужен был в эти минуты! (30)Я был уверен, что вальдшнеп своим появлением прогонит грустные мысли, взбодрит, вольёт в душу целебную силу. (31)Будто с простуды хрипящий, ни с чем не сравнимый его голос звучал для меня сейчас милее священной лиры.

(32)И вот вальдшнеп плавно пролетает над самыми камнями, поворачивает голову то вправо, то влево, поводит из стороны в сторону длинным клювом. (33)Он искал подругу среди свежих пней, хвороста, искал то место, где нашёл её в прошлую весну. (34)Но подруги не было. (35)Слишком неподходящей стала опустевшая гора для птичьих весенних встреч.

(36)Потом ещё и ещё тянулись вальдшнепы; их хорканье, раня слух, уже доносилось со всех сторон. (37)Птицы не забыли давнего игрища, не изменяя инстинктам, спешили на Королевскую тягу, на излюбленную просеку, и летели по ней, неведомо как узнавая её, будто не видя вырубленного леса.

(38)Когда совсем стемнело и в небе лучисто засветились звёзды, я поднялся с камней и направился к реке. (39)У воды разжёг огонёк и, коротая недолгую майскую ночь, думал о вальдшнепах – да и не только о них, – о той сыновней привязанности к месту, к отеческой земле, которая объясняется одним словом – Родина.

(По Л. Фомину)
22
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Сидя на берегу реки, герой думал не только о вальдшнепах, но и о привязанности человека к родным местам.
  2. Королевская тяга – это невысокая гора, которую по всей окружности опоясывает речка.
  3. Опустевшая гора стала подходящим местом для птичьих весенних встреч.
  4. Вырубив сушняк, люди его аккуратно сложили в штабеля.
  5. Герой спешит попасть на Королевскую тягу к вечерней заре.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложения 32–33 содержат повествование.
  2. Предложение 10 иллюстрирует то, о чём говорится в предложении 9.
  3. Предложение 35 указывает причину того, о чём говорится в предложении 34.
  4. Предложение 17 противопоставлено по содержанию предложению 18.
  5. Предложения 25–27 содержат рассуждение.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 28-31 выпишите синонимы (синонимическую пару) .
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 19–24 найдите такое(-ие), которое (-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Передать всю глубину переживаний, связанных с уничтожением леса, автору помогает фигура речи (А) __________ (в предложениях 20, 21) и троп (Б) __________ (в предложении 24). Средство выразительности синтаксиса (В) __________ (в предложении 32) ещё более усиливает чувство грусти и тревоги и заставляет каждого читателя задуматься над тем, что необходимо бережно относиться к природе. Автор использует в тексте также троп (Г) __________ («гребень гор», «пуская стрелы» в предложении 25), который придаёт фразе художественную выразительность».

Список терминов:
  1. метафора
  2. ряды однородных членов предложения
  3. анафора
  4. эпитеты
  5. риторический вопрос
  6. лексический повтор
  7. сравнение
  8. восклицательные предложения
  9. олицетворение
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26