Единый государственный экзамен 2022 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Действия, связанные с оплатой счетов, сегодня занимают не более нескольких секунд. Появляются также и новые способы проведения платежей. Физические лица пользуются как традиционными платёжными инструментами, так и новыми, в то время как юридические лица часто используют безналичные способы оплаты. Инновации в сфере проведения платежей достаточно быстро проникли в социально-экономические отношения и стали неотъемлемой частью рабочих процессов многих субъектов экономики. Важными факторами, которые повышают интерес к современным платёжным технологиям, являются очевидные удобство и быстрота проведения операций.

Мобильный банк и интернет-банк – популярные инструменты предоставления финансовых услуг, которыми пользуются многие клиенты банков на сегодняшний день. Эти технологии обеспечивают упрощённое взаимодействие клиентов с банками, оперативное управление своими счетами и выполнение различного рода операций. С их помощью можно оплачивать товары и услуги, мобильную связь, штрафы, пошлины, производить коммунальные платежи. Кроме того, с помощью мобильного банка клиенты могут круглосуточно пользоваться полным спектром услуг, которые доступны в приложении и онлайн-банке, а также получать необходимую информацию, например историю списаний, выписки со счетов, аналитику расходов и другое. Данные сервисные услуги можно назвать безопасными, так как личный кабинет защищён персональными логином и паролем, а также дополнительным пин-паролем. Используются также сканирование отпечатка пальца, лица (например, технологии Touch ID, Face ID) и прочее. Сегодня банки делают упор на развитие данной технологии, <…> она является крайне востребованной.

1
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. Стилеобразующими чертами этого текста являются обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, свойственные литературе научного характера.
  2. В тексте вместо глаголов активно используются отглагольные существительные со значением действия (управление, списаний, сканирование).
  3. Текст относится к официально-деловому стилю, поскольку лишён образности и содержит чёткие инструкции.
  4. В тексте присутствуют причастия и причастные обороты, свойственные письменной речи (например: связанные с оплатой счетов, защищён).
  5. Встречающиеся в тексте прилагательные платёжные (инструменты), социально-экономические (отношения), финансовые (услуги) выступают в роли эпитетов и выполняют функцию эмоционального воздействия на читателя.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в восьмом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СВЯЗЬ, -и, ж.
  1. мн. Близкое знакомство с кем-н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь связи во влиятельных кругах. Большие связи.
  2. Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи.
  3. Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н. С. теории и практики. Причинная с.
  4. Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба связи. Работники связи.
  5. Сообщение с кем-чем-н., а также средства, к-рые дают возможность сообщаться. Космическая с. Живая с. (через связных). Воздушная с.
Ответ:
 
.

4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • отдАв
  • молЯщий
  • тамОжня
  • озлОбить
  • дешевизнА
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Было жарко, низкорослые БОЛОТНЫЕ деревца тени давали немного.
  • А я навсегда сохранил ПРИЗНАТЕЛЬНУЮ память о правдивом художнике, бесстрашном искателе души гор.
  • Так вот этот самый рыжий художник откуда-то достал куклу, изображающую ГОДОВОГО ребёнка, вылепленную совершенно реалистически из папье-маше и одетую в короткое розовое платьице.
  • Взгляд содержал неуступчивый беглый интерес, ДЕЛОВУЮ озабоченность и лёгкую тревогу.
  • Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – НЕВЕЖДЫ.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.
Стоит отметить, что некоторые горячие гейзеры фонтанируют каждые двадцать минут, а есть и такие извержения, которые надо ждать часами.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • с ВОСЕМЬЮ учениками
  • эти опыты более СЛОЖНЫЕ
  • пара БОТИНОК
  • ПОЛОЖИ на стол
  • опытные БУХГАЛТЕРА
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
  3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Начав работать над диссертацией, у меня уже не было времени на беседы с другом.
  2. Вопреки решения комиссии, Олег продолжал тренироваться.
  3. Дети отвечали, что пусть бы лучше не вмешивались в их дела.
  4. Ольга всегда поступала наперекор желанию отца.
  5. Вера была в течение этой недели в парке, пляже, кино.
  6. На берегу Северного пролива, ведущего из Атлантики в Ирландское море, поднимаются невысокие горы Антрим.
  7. В Средние века владельцы замков демонстрировали своё могущество, возводя неприступные стены с бойницами.
  8. На западе страны находятся самые высокие горы Австрии, покрытая снегами и ледниками.
  9. Этот молодой человек одевается отлично и со вкусом.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. опереться, шептаться, забинтовать (рану)
  2. кленовые (листья), вязание (крючком), косой (заяц)
  3. измерить, береговой, гордиться
  4. проверять, водитель, обнимать
  5. варить (суп), страусиный, дождливый
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..российский, пр..дедушка, пр..язык
  2. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
  3. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
  4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
  5. пр..образовать, пр..неприятный, пр..кратить
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. двухколенч..тый, доверчив.. (смотрел)
  2. тбилис..кий, швед..кий
  3. уч..ба, пересеч..нный
  4. размал..вать (листок), мил..нький
  5. дол..вое (участие), ноч..вать
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. нес..щий, плач..щий (малыш)
  2. пада..шь, уме..шь
  3. реша..шь, расстрел..нные (патроны)
  4. слыш..вший (шорох), скач..нные (файлы)
  5. ла..щий, терп..щий
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Кирилл пошёл из комнаты увесистыми шагами ещё (НЕ)СЛОЖИВШЕЙСЯ походки.
  • В смысле отношений между жильцами это была (НЕ)КВАРТИРА, а пороховой погреб.
  • Ихтиандр по-гречески значит (НЕ)ЧТО иное, как человек-рыба.
  • Роты строились не в походные колонны, а в длинные (НЕ)УКЛЮЖИЕ шеренги.
  • Тимофей был доволен, что, (НЕ)КОЛЕБЛЯСЬ, исправил свою ошибку.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Поверните (В)ЛЕВО, пройдите по коридору с множеством кабинетов и, ЧТО(БЫ) вы ни услышали из-за дверей, не останавливайтесь, а идите прямо.
  • О том, (НА)СКОЛЬКО тяжело было Кате в тот момент, Арсений узнал позже, (В)НАЧАЛЕ следующего года.
  • (ЗА)ТЕМ инструктор объяснил мне, что без специального снаряжения (В)ГЛУБЬ моря опускаться опасно.
  • (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего дня дети играли на лужайке, взрослые ТАК(ЖЕ) были во дворе.
  • Я ТО(ЖЕ), как и отец, верил в нашу идею, (ПРИ)ЧЁМ не только разумом, но и сердцем.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Он молча слушал, облокотившись на лакирова(1)ый столик, и я со страхом ожидал признаков раздражения или прямой злости на его лице. Но его глаза были утомлё(2)о суже(3)ы, устремле(4)ы куда-то вдаль, будто он и впрямь видел над чёрными фабричными трубами революцио(5)ый рассвет; и даже расслабле(6)ые пальцы руки его выражали глубокое огорчение, почти нескрываемую боль.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.
  2. Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.
  3. Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны.
  4. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.
  5. Терпение да труд всё перетрут.
Ответ:
 
.
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Русские землепроходцы (1) проникшие в ХV веке в Сибирь (2) были поражены красотой незнакомых им деревьев (3) одетых (4) длинной пушистой хвоей.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О чём (1) ты (2) воешь (3) ветер ночной?
О чём так сетуешь безумно?
Что значит странный голос (4) твой,
То глухо жалобный, то шумно?
(Ф.И.Тютчев)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Книга является своеобразным документом (1) с помощью (2) которого мы вводимся во владение всей суммой знаний и истин (3) которые были получены людьми (4) в ходе исторического развития общества.
Ответ:
 
.
20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наш автобус проезжал по красивейшим местам (1) и (2) если бы не ограниченное время экскурсии (3) то мы обязательно остановились бы (4) чтобы осмотреть всё.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Московский университет – старейший классический университет России. (2)Его профессора и выпускники внесли неоценимый вклад в развитие отечественной науки, просвещения и культуры. (3)МГУ был основан в 1755 году. (4)Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности Михаила Васильевича Ломоносова – выдающегося учёного-энциклопедиста, первого русского академика . (5)Сегодня МГУ – это комплекс из 40 факультетов, готовящих кадры самых разных направлений. (6)Университет является крупнейшим инновационным центром. (7)Первый в стране научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более 10 лет назад. (8)Кроме того, Московский университет – сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. (9)В МГУ 1 тысяча отдельных зданий и строений, в том числе 8 общежитий, в которых проживает свыше 12 тысяч человек.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Мальчик любил мать. (2)И она любила его страстно. (3)Но ничего толкового из этой любви не получалось. (4)Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбоинам и ухабам её характера.

(5)Мальчик был очень похож на мать. (6)Она натыкалась на это страдальческое выражение, как натыкаются впотьмах на зеркало, и сразу сникала. (7)Скажет только обессиленно: (8)«Станешь ты когда-нибудь человеком, а?» (9)И всё в порядке, можно жить дальше. (10)Мальчику была непонятна материнская страсть к добыванию вещей, тем более непонятна, что мать он считал натурой щедрой и в этом отношении даже безумной.

(11)Однажды она привела в дом двоих детей. (12)Было воскресное дождливое утро, — мать рано ушла в магазин, а мальчик ещё лежал в постели и сквозь дымку утреннего сна слушал, как дождь остервенело лупит по подоконнику. (13)Левое ухо, прижатое к подушке, ничего не слышало, поэтому всю бестолковую грызню дождя с подоконником выслушивало правое ухо. (14)Оно утомилось. (15)Мальчик сполз вниз, под одеяло, и прикрыл правое ухо ладонью. (16)Тарахтение дождя по подоконнику превратилось в сонное бормотание, наступила блаженная тишина. (17)И в этой тишине мальчик услышал, как открыли входную дверь и мать отрывисто проговорила:

(18)– Входите, входите!

(19)Мальчик откинул одеяло и быстро сел в постели. (20)Дождь грянул оглушительную свою песню.

(21)– Какой сильный дождь! — сказала мать в прихожей.

(22)–Зайдите в комнату, дети.

(23)И тут мальчик увидел их обоих. (24)Они были неправдоподобно мокрыми, как будто кто нарочно долго вымачивал их в бочке с водой. (25)Старший, мальчик одного с ним возраста — лет шести-семи, а девочка совсем малышка — ей едва ли исполнилось три года. (26)Она таращила по сторонам чёрные, как у галчонка, глаза и слизывала с губ капли дождя, бегущие по лицу с налипших на лоб спутанных кудрей. (27)У обоих прямо на босые ноги были надеты калоши.

(28)Мальчик сидел на постели в тёплой пижаме и молча смотрел на незнакомцев.

(29)– Драстытэ, — робко выдавил старший из них.

(30)Мать наткнулась на недоумевающий взгляд мальчика и скороговоркой объяснила:

(31)– Это дети молочницы… (32)Она молоко по квартирам разносит… а они… вот… под дождём… (33)Бидоны стерегут, дурачки… (34)Как мокрые галки… (35)Раздетые, разутые… (36)Кому нужны эти бидоны, чёрт бы её побрал!

(37)Раздевайтесь! — скомандовала она и распахнула дверцы шкафа. (38)Она хватала с полок одежду мальчика и бросала на тахту — колготки, рубашки, свитер.

(39)Потом помедлила и сняла с вешалки его прошлогоднюю дождевую куртку.

(40)– Вот, — сказала она. (41)Принесла из ванной полотенце и стала растирать им девочку. (42)Та стояла безучастно, как болванчик, продолжая слизывать с губ капли, катящиеся по лицу. (43)Ноги и руки у неё были красные, жёсткие, в цыпках.

(44)– Драстытэ… — ещё раз еле слышно проговорил её брат, очевидно, это было единственное русское слово, которое он знал.

(45)В разгар сцены переодевания явилась баба Шура, соседка. (46)В отличие от мальчика, она сразу сообразила, что происходит, и с минуту стояла, молча наблюдая, как мать натягивает колготки на влажные ещё ноги девочки. (47)Баба Шура не была здесь посторонней, она любила и мальчика, и его мать, болела за них душой, во многом помогала и во всё вмешивалась. (48)Насчёт свитера она промолчала, но, когда мать стала завязывать в узел совсем ещё приличные вещи мальчика, в том числе куртку, баба Шура не выдержала.

(49)– Ты что это вытворяешь, а?! — сурово спросила она. (50)–Ты своего голым-босым хочешь оставить?

(51)– На своего заработаю! — огрызнулась мать.

(52)– Дура! (53)Эта молочница тыщами ворочает! (54)Что смотришь на ихние галоши, они в своей махалле всю зиму босиком бегают, они так привыкли.

(55)– Ладно, баба Шура! — отрывисто сказала мать. (56)– Какие там тыщи, господи!

(57)– Ты сколько ишачишь на эти шмотки, а? (58)Мало? (59)Всю ночь машинка долдонит за стеной. (60)Мало?! (61)Ну давай, давай, сними с ребёнка последнее.

(62)– Всё, баба Шура! — спокойно отрезала мать.

(63)– Давай, давай, бешеная… (64)Невменяемая! — баба Шура повернулась и ушла к себе — беречь нервы. (65)А мать негромко сказала сыну:

(66)– Если тебе не жалко, подари им какую-нибудь свою игрушку.

(67)Мальчику было жалко, но он понимал, что это один из тех случаев, когда он не сможет ослушаться. (68)Иначе между ними произойдёт что-то ужасное, непоправимое. (69)В такие минуты он особенно остро чувствовал её волю, чувствовал: она — магнит, он — крупинка. (70)Он прошлёпал на кухню, волоком притащил оттуда картонный ящик с игрушками и сказал, ни на кого не глядя:

(71)– Вот… берите что хотите…

(72)Но мать и тут не пощадила его:

(73)– Выбери сам. (74)Что-нибудь поинтересней. (75)Вон тот автомобиль!

(76)Это было сознательным насилием, он чувствовал это, чувствовал сердцем, напрягшимся затылком, руками, упрямо не желающими расставаться с любимой игрушкой. (77)Автомобиль был подарен отцом совсем недавно, мальчик не успел ещё до конца насладиться его зелёной лакировкой, упругими шинами, мигающими фарами. (78)Автомобиль ездил вперёд и назад, он поворачивал в любую сторону, стоило только кнопку нажать на пульте управления. (79)Что это был за автомобиль!

(80)– Ну, — сказала мать.

(81)Он молча сунул автомобиль чужому мальчишке! (82)Тот покорно прижал его к груди обеими руками и опять прошептал:

(83)– Драстытэ…

(84)– Не «здравствуйте», а «спасибо»! — тихо и враждебно поправил мальчик.

(85)Его душили обида, ревность, злость, не хватало ещё разреветься при этих истуканах!

(86)Когда мать вышла проводить детей, он юркнул под одеяло и тихо заплакал. (87)Не было во всём мире ни одной родной души, а были кругом только насилие и равнодушие. (88)Она там внизу, должно быть, обнимает этих чужих детей, которые толком и спасибо-то сказать не могут, она заботилась о них, а родной сын ей — тьфу! — пусть лежит одинокий где-то там, неизвестно где…

(89)Мать вошла в комнату, прилегла рядом и сказала, поглаживая его вздрагивающий затылок:

(90)– Сегодня же купим точно такой автомобиль…

(91)Тогда он затрясся в рыданиях, сладкая, исступлённая жалость к себе — обездоленному, одинокому — сжала горло, и он едва смог выговорить, икая:

(92)– Такого… уже… не будет…

(93)– Будет, — спокойно сказала мать. (94)– Мы купим все автомобили в магазине, но ты у меня вырастешь человеком. (95)А если не человеком, то я убью тебя собственными руками! (96)И они обнялись и лежали так долго-долго, пока оба случайно не уснули, и проспали до двенадцати часов…

(Д.И. Рубина)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Мама пообещала мальчику купить точно такой же автомобиль.
  2. Дети молочницы разносили по квартирам молоко.
  3. Мальчику стало жалко промокших детей, и он подарил им свою игрушку.
  4. Дождливым воскресным утром мать привела в дом двоих детей.
  5. Баба Шура поддержала мать мальчика в желании помочь детям молочницы.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 77, 78 содержится рассуждение.
  2. Предложения 11, 12 представляют собой описание.
  3. В предложениях 37-39 перечислены последовательные действия героини.
  4. Предложения 24-27 содержат элементы описания.
  5. Предложения 87, 88 представляют собой рассуждение.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 44-48 выпишите слово, имеющее в разговорной речи значение «достаточно хороший».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 79–87 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Рисуя сцену из жизни матери и мальчика, Дина Рубина создаёт напряжённую эмоциональную атмосферу. В речи возмущённой бабы Шуры встречается (А)__________ ("дура", "ишачишь", "тыщи", "шмотки и др.). Возбуждённое состояние матери передаётся с помощью особого синтаксиса: (Б)__________ (предложения 55, 56), (В)__________ (предложения 32-35). Точное описание автомобиля мальчика с помощью (Г)__________ ("лакировка", "шины", "фары") показывает, насколько дорога была ему игрушка, подаренная отцом.

Список терминов:
  1. термины
  2. инверсия
  3. синекдоха
  4. разговорная и просторечная лексика
  5. восклицательные предложения
  6. антонимы
  7. литота
  8. синонимы
  9. парцелляция
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26