Единый государственный экзамен 2019 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. (2)Когда Василий Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, жадно всматриваясь в Кремль. (3)В создании картины художнику помогли <…> воспоминания детства: Суриков был потомком сибирских казаков, поэтому мальчиком слышал много старинных преданий и рассказов, в частности историю боярыни Морозовой. (4)В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта 16-17 веков: старинные обычаи, песни, одежда – всё это художник воплотил в своей картине.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Работая над исторической картиной «Боярыня Морозова», Василий Суриков посещал молитвенные дома старообрядцев под Москвой, он долго искал образ самой боярыни.
  2. В.Сурикову, задумавшему историческую картину «Боярыня Морозова», нужно было хорошо изучить эпоху, в которую происходило событие: ему помогли воспоминания из детства, чтение книг на эту тему, знакомство с памятниками и изучение особенностей русского быта 16-17 веков.
  3. Суриков был потомком сибирских казаков и ещё мальчиком слышал много старинных преданий и рассказов, которые воплотил в картине «Боярыня Морозова».
  4. При написании картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков собирал разную информацию о той эпохе, которая изображена на полотне: читал книги, наблюдал памятники, изучал черты русского быта 16-17 веков, вспоминал предания и рассказы из детства – так происходит работа над исторической картиной.
  5. Художник Василий Суриков прочитал много книг, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, жадно всматриваясь в Кремль, вспоминал предания и рассказы из детства, изучал черты русского быта 16-17 веков: старинные обычаи, песни, одежду.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАРТИНА, -ы, ж.
  1. Произведение живописи. Развесить картины.
  2. То же, что фильм. Эта к. вышла на киноэкраны, но её ещё не показали по телевидению.
  3. То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. К. природы.
  4. Изображение чего-н. в художественном произведении. К.быта.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • обклЕить
  • бАлуясь
  • корЫсть
  • обнялАсь
  • красИвейший
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Не отойдя от наркоза, пациент с трудом РАЗЛИЧАЛ лица и голоса родственников.
  • За окном был слышен радостный крик СОСЕДСКИХ детей.
  • На благотворительный концерт была приглашена ПОЧТЕННАЯ публика.
  • Хорошо, когда между родителями и детьми складываются ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
  • В ГАРАНТИЙНОМ паспорте указываются условия возврата и обмена товара.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В середине XVIII столетия, в годы царствования Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойдённый мастер барочного стиля, для внутренних интерьеров которого характерно обилие деревянной золочёной резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • КЛАДИ на место
  • жить среди ЦЫГАН
  • с ТРЕМЯСТАМИ рублями
  • самый НАИКРАТЧАЙШИЙ путь
  • медицинские ПОЛИСЫ
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Сотрудника уволили согласно приказа.
  2. На острове собралось множество людей разной национальности.
  3. Чем ближе подъезжал Оленин к Кавказу, тем отраднее будет становиться у него на душе.
  4. Благодаря интернету современная молодёжь всё больше удостаивает вниманием события, происходящие в жизни страны.
  5. Знающий молодой человек английский и немецкий языки требуется для работы с иностранцами.
  6. В начале учебного года в нашем районе были торжественно открыты новая школа и библиотека.
  7. 13 апреля 1961 года вышел исторический номер газеты «Правды», посвящённый полёту Юрия Гагарина.
  8. Устное преподнесение материала лучше запоминается, нежели читая по бумажке.
  9. Выступая перед огромной аудиторией, докладчик волновался и время от времени сбивался с мысли.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. расст..лать, уг..реть, бл..стать
  2. зам..реть, вым..кнуть, пож..нать
  3. выск..чка, обл..чать, предпол..гать
  4. см..рение, пл..вец, неср..внимый
  5. усл..жнённость, пол..скать (бельё), уп..мянуть
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ни..ходящий, не..добровать, ра..чёт
  2. пред..юньский, с..грать, небез..нтересный
  3. ин..екция, необ..яснимый, трёх..язычный
  4. пр..града, пр..емлемый, пр..вышение
  5. пр..держаться (месяц), пр..бабушка, об..бщить
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. человеч..к, доверч..вый
  2. кож..ный, (начать) занов..
  3. завед..вать, борщ..вый
  4. француз..кий, матрос..кий
  5. миндал..вый, овлад..вать
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. самокле..щиеся (обои), засе..нное (поле)
  2. (колесо) верт…тся, примиря..мые (стороны)
  3. завис..шь (от обстоятельств), вылеч..вшийся
  4. кол..щий (предмет), (ягоды) спе..т
  5. (спортсмены) бор..тся, тле..щий (костёр)
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Он уехал, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ ответа.
  • Это был обычный, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ день.
  • Девочке со спичками из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена (НЕ)ОТКУДА было ждать помощи.
  • Шила в мешке (НЕ)УТАИШЬ.
  • (НЕ)ИЗБАЛОВАННЫЙ родителями ребёнок будет легче преодолевать жизненные трудности.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Электрон создает магнитное поле ТАК(ЖЕ) и ЗА(СЧЁТ) орбитального движения вокруг ядра, которое можно уподобить круговому микротоку.
  • Ешь ДО(СЫТА), а работай ДО(ПОТА).
  • (В)СИЛУ секретности задания командир говорил В(ПОЛГОЛОСА).
  • В прежние времена люди не имели достаточно знаний для научно обоснованных действий, ПО(ЭТОМУ) часто искали полезные ископаемые В(СЛЕПУЮ).
  • А.Н.Островский в работе над пьесами уделял серьёзное внимание языку: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) речь героев служила их дополнительной характеристикой.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Дом пришёл в запущение: много лет назад выкраше(1)ые стены выцвели, на белё(2)ых потолках появились трещины, краска на деревя(3)ых рамах облупилась, окна были покрыты слоем пыли так, что солнечные лучи не проникали в комнаты.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Взбейте три яйца со стаканом сахара и добавьте в эту смесь полпачки сливочного масла.
  2. Он был так же решителен в действиях как и раньше.
  3. Нравы купечества А.Н.Островский наблюдал и в детско-юношеские годы жизни в Замоскворечье и во время работы в Московском совестном суде.
  4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.
  5. Всегда тут по ночам стрекотали насекомые и копошились мыши.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По летнему небу плыли облака (1) медленно догоняя друг друга (2) и (3) сливаясь в причудливые фигуры (4) напоминающие животных.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стой (1) братцы (2) стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь (3) вы (4) не так сидите.
Ты (5) с басом (6) Мишенька (7) садись против альта…
(И.А.Крылов)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горы (1) возле (2) которых мы расположились (3) представляли собой великолепное зрелище (4) и (5) манили всех на вершину.
Ответ:
 
.
20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наш автобус проезжал по красивейшим местам (1) и (2) если бы не ограниченное время экскурсии (3) то мы обязательно остановились бы (4) чтобы осмотреть всё.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Хвойные растения – показатели загрязнения окружающей среды. (2)Они чувствительны к чистоте воздуха, поэтому плохо живут в городах. (3)В зонах сильного загрязнения хвоя приобретает тёмно-красную окраску: в хвоинках накапливаются ядовитые вещества. (4)Затем хвоя отмирает и опадает. (5)Для сохранения хвойных в России создаются охраняемые природные территории, как-то: заповедники, заказники, памятники природы и прочее. (6)Петровская корабельная роща – редчайшее насаждение лиственницы, которое появилось на свет более двух веков назад по инициативе царя Петра I. (7)В 1976 году роща была объявлена государственным заказником и находится под защитой ЮНЕСКО. (8)Старинные посадки – 4220 деревьев-гигантов, возраст которых колеблется от 170 до 200 лет, – стали ядром заказника. (9)Здесь каждое дерево на учёте, каждое пронумеровано.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

- (3)Ты читал «Тома Сойера»?

- (4)Нет.

- (5)А «Вия»?

- (6)Нет.

- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Всё это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

- (20)«Войну и мир» читал?

- (21)Смотрел в кино.

- (22)А «Белые ночи»?

- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.

(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полёте на Луну, о событиях в мире.(31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.

(По С.В. Михалкову*)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. В детстве счёт времени идёт иначе, поэтому так важно вовремя прочесть нужную книгу.
  2. Ранние впечатления детства быстро забываются и ни на что не влияют.
  3. Когда автор был в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев, и попросил местных детей прочитать строки из стихотворения Некрасова, то они прочитали наизусть четверостишия из «Деда Мазая».
  4. Можно позавидовать мальчишке, которому ещё только предстоит познакомиться с книгами озорного Марка Твена.
  5. Вовремя прочитанная книга может на всю жизнь определить идеалы человека.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 29-31 представлено повествование.
  2. В предложениях 1-7 содержится рассуждение.
  3. В предложениях 8,9 представлено описание.
  4. В предложениях 13-18 представлено рассуждение.
  5. Предложение 13 содержит ответ на вопрос из предложения 20.
Ответ:
 
.
24
Из предложения 10 выпишите слово, которое употреблено в переносном значении.
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 1–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков ( А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Подчеркнуть важность чтения книг в детстве автору помогают (А)__________ («драгоценных книг» в предложении 13; «золотых лет» в предложении 18) и (Б)__________ («путеводная звезда» в предложении 20). Различие между чтением взрослых и детей показано писателем при помощи такой фигуры речи, как (В)__________ (предложения 15 и 16). Горячее желание автора обогатить душу человека знанием русской поэзии передаётся с помощью (Г)__________ (предложение 32)».

Список терминов:
  1. просторечные и разговорные слова
  2. инверсия
  3. антитеза
  4. эпитет
  5. градация
  6. синтаксический параллелизм
  7. метафора
  8. фразеологические обороты
  9. риторический вопрос
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30