Единый государственный экзамен 2019 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)<...> вкуса на наше представление о том, что мы едим, влияют наши зрительные впечатления, которые сообщают нам информацию о внешнем виде того или иного блюда, и мы не раз возвращаемся к нему в памяти. (2)Эксперименты показывают, что, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, не видя их и не представляя заранее их вкуса. (3)Неслучайно любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Определяя вкус пищи, мы всё же больше привыкли полагаться на обоняние, чем на зрение, потому что, по данным экспериментов, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может на вкус отличить апельсиновый сок от грейпфрутового.
  2. Любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.
  3. Зрительные впечатления помогают нам отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, о чём знает любой хороший повар.
  4. Зрительные впечатления, сохраняющие в памяти внешний вид блюда и позволяющие заранее представить его на вкус, влияют на аппетит, именно поэтому повара красиво оформляют блюдо.
  5. На наше представление о пище влияют также зрительные впечатления, которые сохраняют в памяти внешний вид блюда, и мы заранее представляем себе его вкус, поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВНЕШНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВНЕШНИЙ, -яя, -ее
  1. Поверхностный, лишённый глубины, внутреннего содержания. В. лоск.
  2. Наружный, находящийся вне, за пределами чего-н. Внешняя среда.
  3. Выражающийся только наружно, не соответствующий внутреннему состоянию. Внешнее спокойствие. Внешне (нареч.) он доволен.
  4. Относящийся к сношениям с другими государствами. Внешняя политика. Внешняя торговля.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • цЕпочка
  • углубИть
  • призЫв
  • низведЁнный
  • лилАсь
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Это очень эмоциональный, АРТИСТИЧНЫЙ и обаятельный человек.
  • ВЫДАЧА книг и вся работа библиотеки в связи с отключением электричества была затруднена.
  • Огромный стадион, вмещающий двести тысяч зрителей, был ПЕРЕПОЛНЕН.
  • Дедушка с бабушкой с печалью вспоминали о БЫЛОМ как о невозвратном счастье.
  • Порой человек БЕЗОТВЕТНО относится к тому, что дала ему природа, не понимая смысл своей эволюции.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • ИХ отца
  • СЫПЛЕТ песок
  • ДВЕ прекрасные пианистки
  • нет АПЕЛЬСИНОВ
  • любитель БАСНЕЙ
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. ошибка в построении сложного предложения
  5. неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
  2. А.С. Пушкин писал, что "Я горе с ним делю, он радости со мною".
  3. Молодёжь города участвовала в постановке «Гамлета».
  4. Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.
  5. Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
  6. Павел Петрович спросил у Аркадия, где его новый приятель.
  7. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную накануне в молоке просоленную рыбу, вареную картошку, маринованные огурцы.
  8. Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В.Гоголь показывает, насколько общество чёрство к проблемам и нуждам маленького человека.
  9. Тщеславие и глупость высмеиваются И.А.Крыловым в басне «Вороне и лисице».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. сп..шить, раств..рять (соль в воде), ш..рина
  2. выск..чка, обл..чать, поб..режье
  3. ст..ринный, нав..днение, пож..нать
  4. увл..жнённость, пол..скать (бельё), яб..дничнать
  5. к..сичка, т..чение (реки), дер..во
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. по..скочил, пре..сказание, на..кушенный
  2. пр..града, пр..морье, пр..мудрый
  3. бе..вкусно, бе..ценный, ра..пустить
  4. р..зжечь, п..летел, д..слушать
  5. об..грал, без..скусно, под..тожить
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. застр..вать, девч..нка
  2. веснушч..тый, издавн..
  3. марл..вый, разб..вать
  4. пропагандист..кий, киргиз..кий
  5. меньш..нство, никел..вый
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. завеш..нная (картинами), выкач..нная (на улицу бочка)
  2. (они) глад..т, разве..л (тучи)
  3. клокоч..щий, увеш..нная (орденами)
  4. засыпл..т (они), пол..щий (сорняки)
  5. помн..щий, выслуш..нное
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Кроме брата, никто (НЕ)МОГ ни поймать, ни перегнать её.
  • НЕ(ЗАМЕЧЕННЫЙ) мамой, сын проскочил в свою комнату.
  • Это вовсе (НЕ)СОЧИНЕНИЕ, а пародия на него.
  • Козетта приподнялась, поглядела на него (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами, судорожно пытаясь отыскать в голове хоть одну мысль.
  • Старшая сестра (НЕ)ТАК часто появлялась в нашем доме после замужества.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, КАК(БУДТО) в его словах нет никакой ценности.
  • Мы обрадовались, (ОТ)ТОГО что пришли сюда (С)НОВА.
  • Не (ЗА)ТО волка бьют, что сер, а (ЗА)ТО, что овцу съел.
  • Он ВСЁ(ЖЕ) решил задачу, обратив внимание НА(ПОДОБИЕ) треугольников.
  • (В)ОБЩЕМ, в результате переговоров все пришли к одному и ТОМУ(ЖЕ) заключению.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
По берегу спута(1)о разросся кустарник, в чаще его вырыта пещера, прикрытая дверью, связа(2)ой из сучьев, а перед дверью насыпа(3)а укреплё(4)ая площадка, от неё к серебря(5)ому ручью спускаются валуны.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
  2. М.В.Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
  3. Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
  4. Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.
  5. Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пущенный вверх (1) бумеранг (2) совершив полёт по дуге (3) вернулся в исходную точку.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Расскажи (1) дорогой (2)
Что случилось (3) с тобой,
Расскажи (4) дорогой (5) не таясь!
(В.С. Высоцкий)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Во время одного из восстаний (1) подробности (2) которого (3) нам неизвестны (4) мумия Хеопса была выброшена из склепа и бесследно исчезла.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Медикам и аптекарям отвечал он (1) что докторский диплом даёт ему право лечить (2) что он никому не навязывается с своим лечением (3) и (4) что (5) если он часто назначал странные условия (6) которые всякий был волен принять или не принять (7) это делалось для того только (8) чтоб избавиться от докучливой толпы.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Ранней осенью по-особому ярко открываются удивительные красоты тундры в Ненецком заповеднике, который охватывает прибрежные земли и часть акватории Печорского и Баренцева морей. (2)Сказочно красиво здесь и короткой заполярной весной: радостно пробуждается природа, устилая тундру пёстрым ковром цветущих растений. (3)Этот заповедник один из самых молодых в России: он был создан лишь в 1997 году. (4)Причины его открытия в Ненецком автономном округе России следующие: разрушительное воздействие геологоразведочных работ, загрязнение среды производствами по добыче нефти и газа, уничтожение растительной экосистемы стадами домашних оленей. (5)Ландшафты заповедника представлены уникальными арктическими тундрами с многочисленными озёрами, на островах гнездятся бесчисленные стаи редких птиц, обитают стада моржей, в прибрежных водах появляются тюлени и даже нарвал – кит с длинным бивнем. (6)Природное богатство дельтового комплекса Печоры по достоинству оценено мировым сообществом и внесено в список Рамсарской конвенции по охране водно-болотных угодий Земли.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел – стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: (27)«Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

(33)– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

(35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

( По К.Г. Паустовскому)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Заяц выбрался из горевшего леса невредимым, но уставшим, поэтому дед понёс его на руках.
  2. Дед Ларион вывел заплутавшего зайца из лесного пожара.
  3. Дед Ларион чувствовал благодарность к зайцу, поэтому оставил его жить у себя.
  4. Дед выстрелил в зайца, но промахнулся.
  5. И заяц, и дед упали от усталости, когда выбрались из леса к озеру,.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложениях 1-5 представлено повествование с элементами описания.
  2. Предложения 30 и 32 представляют собой последовательные действия героя.
  3. В предложении 14 указана причина того, о чём говорится в предложении 9.
  4. Предложения 14-16 представляют собой рассуждение.
  5. В предложениях 9-11 содержится описание.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 22-27 выпишите слово со значением «распознавать, ощущать»:
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 8–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«В данном фрагменте К.Г.Паустовский рассказывает историю, которая произошла с дедом Ларионом на Урженском озере. Для описания окружающей природы автор использует такие синтаксические средства, как (А)__________ (в предложениях 2, 9) и (Б)__________ (в предложении 18), а в описании лесного пожара встречается троп (В)__________ («неслыханная скорость» в предложении 18, «широкий гул» в предложении 19). Такое средство, как (Г)__________ («смерть настигала, хватала за плечи»), помогает воссоздать эмоциональную атмосферу случившегося.

Список терминов:
  1. метафора
  2. безличное предложение
  3. эпитет
  4. вводные слова
  5. эпитет
  6. однородные члены предложения
  7. сравнительный оборот
  8. метонимия
  9. градация
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30