Единый государственный экзамен 2019 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. (2)Когда Василий Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, жадно всматриваясь в Кремль. (3)В создании картины художнику помогли <…> воспоминания детства: Суриков был потомком сибирских казаков, поэтому мальчиком слышал много старинных преданий и рассказов, в частности историю боярыни Морозовой. (4)В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта 16-17 веков: старинные обычаи, песни, одежда – всё это художник воплотил в своей картине.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. В.Сурикову, задумавшему историческую картину «Боярыня Морозова», нужно было хорошо изучить эпоху, в которую происходило событие: ему помогли воспоминания из детства, чтение книг на эту тему, знакомство с памятниками и изучение особенностей русского быта 16-17 веков.
  2. При написании картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков собирал разную информацию о той эпохе, которая изображена на полотне: читал книги, наблюдал памятники, изучал черты русского быта 16-17 веков, вспоминал предания и рассказы из детства – так происходит работа над исторической картиной.
  3. Суриков был потомком сибирских казаков и ещё мальчиком слышал много старинных преданий и рассказов, которые воплотил в картине «Боярыня Морозова».
  4. Работая над исторической картиной «Боярыня Морозова», Василий Суриков посещал молитвенные дома старообрядцев под Москвой, он долго искал образ самой боярыни.
  5. Художник Василий Суриков прочитал много книг, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, жадно всматриваясь в Кремль, вспоминал предания и рассказы из детства, изучал черты русского быта 16-17 веков: старинные обычаи, песни, одежду.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАРТИНА, -ы, ж.
  1. Изображение чего-н. в художественном произведении. К.быта.
  2. Произведение живописи. Развесить картины.
  3. То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. К. природы.
  4. То же, что фильм. Эта к. вышла на киноэкраны, но её ещё не показали по телевидению.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • вернА
  • мусоропровОд
  • звАла
  • добелА
  • начАв
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • ПРИЗНАННЫЙ учёный-физик посетил наш университет.
  • По КАМЕНИСТОМУ берегу мы спустились к быстротекущей Волге.
  • На местном рынке мы увидели красивый нож с КОСТЯНОЙ ручкой.
  • В кафе ОТГРАНИЧИЛИ детскую зону от взрослой верёвочной сеткой.
  • Резкий ОТКЛИК полицейского заставил толпу остановиться.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Методы собирания писателями произведений народного фольклора многообразны: Л.Толстой вёл систематические беседы со всякого рода странниками и богомольцами, которых он встречал во время прогулок по Тульскому шоссе, А.Пушкин ездил в Заволжье, чтобы записать воспоминания людей о Пугачёве, а Н.Некрасов органически сочетал оба эти способа: он говорил с человеком из народа и планомерно путешествовал в глухие уголки страны.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • заграничные ПАСПОРТА
  • пальто без ПОГОН
  • летит не менее ВЫСОКО
  • ПРИЕЗЖАЙ быстрее
  • с ОБОИХ сторон
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Глупость и корыстолюбие обличены в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  2. Я часто гуляю в поле и посмотрел, как там казармы для артиллеристов строят.
  3. Мы видим героя, пребываемого в хорошем настроении.
  4. Принявшись за написание реферата, он понял, что информации недостаточно.
  5. Недавно в нашей школе открылся тренинговый класс, оборудованный по последнему слову техники.
  6. Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари будут вашими помощниками.
  7. Русское купечество XIX века принимало активное участие в финансировании учебных заведений и библиотек.
  8. В 1839 году Н.Гоголь возвращается из Италии в Россию, чтобы напечатать первый том поэмы «Мёртвых душ».
  9. Занятия в субботу были прерваны вследствие учебной тревогой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. покл..ниться, соч..тание, к..сметика
  2. пром..кнуть, обсч..таться, ур..вновешенный
  3. отк..заться, возр..жать, пл..вательный
  4. усл..жнённость, уд..влять, уп..мянуть
  5. заст..лать, проб..раться, обл..жение
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. п..плавок, пр..язык, поз..вчера
  2. и..вечный, чре..мерный, ай..берг
  3. пред..юбилейный, об..ект, без..ядерный
  4. пр..усадебный, пр..способиться, пр..умножить
  5. вз..мать, двух..гольный, меж..нститутский
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. кож..ный, (начать) занов..
  2. француз..кий, матрос..кий
  3. человеч..к, доверч..вый
  4. миндал..вый, овлад..вать
  5. завед..вать, борщ..вый
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пол..щие (сорняки), (быть) высме..нным
  2. гон..шь (лошадей), исполня..мый
  3. пыш..щий (здоровьем), (ученики) шепч..тся
  4. кле..шь, испорт..вшийся
  5. (абитуриенты) наде…тся, улыба..щийся
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Сказанного слова назад (НЕ)ВОРОТИШЬ.
  • Даже (НЕ)СМОТРЯ в окно, я понял, что на улице моросит дождь.
  • (НЕ)ИССЛЕДОВАННАЯ ранее местность привлекла внимание геологов.
  • Михаил уехал из города вовсе (НЕ)НАДОЛГО – на неделю.
  • Катя нахмурилась, слушая речь своей вечно (НЕ)ГОДУЮЩЕЙ сестры.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)ОБЩЕМ, в результате переговоров все пришли к одному и ТОМУ(ЖЕ) заключению.
  • ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, КАК(БУДТО) в его словах нет никакой ценности.
  • Не (ЗА)ТО волка бьют, что сер, а (ЗА)ТО, что овцу съел.
  • Он ВСЁ(ЖЕ) решил задачу, обратив внимание НА(ПОДОБИЕ) треугольников.
  • Мы обрадовались, (ОТ)ТОГО что пришли сюда (С)НОВА.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Дом пришёл в запущение: много лет назад выкраше(1)ые стены выцвели, на белё(2)ых потолках появились трещины, краска на деревя(3)ых рамах облупилась, окна были покрыты слоем пыли так, что солнечные лучи не проникали в комнаты.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Он был так же решителен в действиях как и раньше.
  2. Нравы купечества А.Н.Островский наблюдал и в детско-юношеские годы жизни в Замоскворечье и во время работы в Московском совестном суде.
  3. Всегда тут по ночам стрекотали насекомые и копошились мыши.
  4. Взбейте три яйца со стаканом сахара и добавьте в эту смесь полпачки сливочного масла.
  5. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пущенный вверх (1) бумеранг (2) совершив полёт по дуге (3) вернулся в исходную точку.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Звёздочки ясные (1) звёзды высокие!
Что (2) вы (3) храните в себе, что скрываете?
Звёзды (4) таящие мысли глубокие,
Силой какою (5) вы (6) душу пленяете?
(С.А.Есенин)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Николай Васильевич Гоголь является писателем (1) с именем (2) которого (3) связано чуть ли не самое большое в истории отечественной литературы количество загадок.
Ответ:
 
.
20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наш автобус проезжал по красивейшим местам (1) и (2) если бы не ограниченное время экскурсии (3) то мы обязательно остановились бы (4) чтобы осмотреть всё.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Хвойные растения – показатели загрязнения окружающей среды. (2)Они чувствительны к чистоте воздуха, поэтому плохо живут в городах. (3)В зонах сильного загрязнения хвоя приобретает тёмно-красную окраску: в хвоинках накапливаются ядовитые вещества. (4)Затем хвоя отмирает и опадает. (5)Для сохранения хвойных в России создаются охраняемые природные территории, как-то: заповедники, заказники, памятники природы и прочее. (6)Петровская корабельная роща – редчайшее насаждение лиственницы, которое появилось на свет более двух веков назад по инициативе царя Петра I. (7)В 1976 году роща была объявлена государственным заказником и находится под защитой ЮНЕСКО. (8)Старинные посадки – 4220 деревьев-гигантов, возраст которых колеблется от 170 до 200 лет, – стали ядром заказника. (9)Здесь каждое дерево на учёте, каждое пронумеровано.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Мальчик любил мать. (2)И она любила его страстно. (3)Но ничего толкового из этой любви не получалось. (4)Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбоинам и ухабам её характера.

(5)Мальчик был очень похож на мать. (6)Она натыкалась на это страдальческое выражение, как натыкаются впотьмах на зеркало, и сразу сникала. (7)Скажет только обессиленно: (8)«Станешь ты когда-нибудь человеком, а?» (9)И всё в порядке, можно жить дальше. (10)Мальчику была непонятна материнская страсть к добыванию вещей, тем более непонятна, что мать он считал натурой щедрой и в этом отношении даже безумной.

(11)Однажды она привела в дом двоих детей. (12)Было воскресное дождливое утро, — мать рано ушла в магазин, а мальчик ещё лежал в постели и сквозь дымку утреннего сна слушал, как дождь остервенело лупит по подоконнику. (13)Левое ухо, прижатое к подушке, ничего не слышало, поэтому всю бестолковую грызню дождя с подоконником выслушивало правое ухо. (14)Оно утомилось. (15)Мальчик сполз вниз, под одеяло, и прикрыл правое ухо ладонью. (16)Тарахтение дождя по подоконнику превратилось в сонное бормотание, наступила блаженная тишина. (17)И в этой тишине мальчик услышал, как открыли входную дверь и мать отрывисто проговорила:

(18)– Входите, входите!

(19)Мальчик откинул одеяло и быстро сел в постели. (20)Дождь грянул оглушительную свою песню.

(21)– Какой сильный дождь! — сказала мать в прихожей.

(22)–Зайдите в комнату, дети.

(23)И тут мальчик увидел их обоих. (24)Они были неправдоподобно мокрыми, как будто кто нарочно долго вымачивал их в бочке с водой. (25)Старший, мальчик одного с ним возраста — лет шести-семи, а девочка совсем малышка — ей едва ли исполнилось три года. (26)Она таращила по сторонам чёрные, как у галчонка, глаза и слизывала с губ капли дождя, бегущие по лицу с налипших на лоб спутанных кудрей. (27)У обоих прямо на босые ноги были надеты калоши.

(28)Мальчик сидел на постели в тёплой пижаме и молча смотрел на незнакомцев.

(29)– Драстытэ, — робко выдавил старший из них.

(30)Мать наткнулась на недоумевающий взгляд мальчика и скороговоркой объяснила:

(31)– Это дети молочницы… (32)Она молоко по квартирам разносит… а они… вот… под дождём… (33)Бидоны стерегут, дурачки… (34)Как мокрые галки… (35)Раздетые, разутые… (36)Кому нужны эти бидоны, чёрт бы её побрал!

(37)Раздевайтесь! — скомандовала она и распахнула дверцы шкафа. (38)Она хватала с полок одежду мальчика и бросала на тахту — колготки, рубашки, свитер.

(39)Потом помедлила и сняла с вешалки его прошлогоднюю дождевую куртку.

(40)– Вот, — сказала она. (41)Принесла из ванной полотенце и стала растирать им девочку. (42)Та стояла безучастно, как болванчик, продолжая слизывать с губ капли, катящиеся по лицу. (43)Ноги и руки у неё были красные, жёсткие, в цыпках.

(44)– Драстытэ… — ещё раз еле слышно проговорил её брат, очевидно, это было единственное русское слово, которое он знал.

(45)В разгар сцены переодевания явилась баба Шура, соседка. (46)В отличие от мальчика, она сразу сообразила, что происходит, и с минуту стояла, молча наблюдая, как мать натягивает колготки на влажные ещё ноги девочки. (47)Баба Шура не была здесь посторонней, она любила и мальчика, и его мать, болела за них душой, во многом помогала и во всё вмешивалась. (48)Насчёт свитера она промолчала, но, когда мать стала завязывать в узел совсем ещё приличные вещи мальчика, в том числе куртку, баба Шура не выдержала.

(49)– Ты что это вытворяешь, а?! — сурово спросила она. (50)–Ты своего голым-босым хочешь оставить?

(51)– На своего заработаю! — огрызнулась мать.

(52)– Дура! (53)Эта молочница тыщами ворочает! (54)Что смотришь на ихние галоши, они в своей махалле всю зиму босиком бегают, они так привыкли.

(55)– Ладно, баба Шура! — отрывисто сказала мать. (56)– Какие там тыщи, господи!

(57)– Ты сколько ишачишь на эти шмотки, а? (58)Мало? (59)Всю ночь машинка долдонит за стеной. (60)Мало?! (61)Ну давай, давай, сними с ребёнка последнее.

(62)– Всё, баба Шура! — спокойно отрезала мать.

(63)– Давай, давай, бешеная… (64)Невменяемая! — баба Шура повернулась и ушла к себе — беречь нервы. (65)А мать негромко сказала сыну:

(66)– Если тебе не жалко, подари им какую-нибудь свою игрушку.

(67)Мальчику было жалко, но он понимал, что это один из тех случаев, когда он не сможет ослушаться. (68)Иначе между ними произойдёт что-то ужасное, непоправимое. (69)В такие минуты он особенно остро чувствовал её волю, чувствовал: она — магнит, он — крупинка. (70)Он прошлёпал на кухню, волоком притащил оттуда картонный ящик с игрушками и сказал, ни на кого не глядя:

(71)– Вот… берите что хотите…

(72)Но мать и тут не пощадила его:

(73)– Выбери сам. (74)Что-нибудь поинтересней. (75)Вон тот автомобиль!

(76)Это было сознательным насилием, он чувствовал это, чувствовал сердцем, напрягшимся затылком, руками, упрямо не желающими расставаться с любимой игрушкой. (77)Автомобиль был подарен отцом совсем недавно, мальчик не успел ещё до конца насладиться его зелёной лакировкой, упругими шинами, мигающими фарами. (78)Автомобиль ездил вперёд и назад, он поворачивал в любую сторону, стоило только кнопку нажать на пульте управления. (79)Что это был за автомобиль!

(80)– Ну, — сказала мать.

(81)Он молча сунул автомобиль чужому мальчишке! (82)Тот покорно прижал его к груди обеими руками и опять прошептал:

(83)– Драстытэ…

(84)– Не «здравствуйте», а «спасибо»! — тихо и враждебно поправил мальчик.

(85)Его душили обида, ревность, злость, не хватало ещё разреветься при этих истуканах!

(86)Когда мать вышла проводить детей, он юркнул под одеяло и тихо заплакал. (87)Не было во всём мире ни одной родной души, а были кругом только насилие и равнодушие. (88)Она там внизу, должно быть, обнимает этих чужих детей, которые толком и спасибо-то сказать не могут, она заботилась о них, а родной сын ей — тьфу! — пусть лежит одинокий где-то там, неизвестно где…

(89)Мать вошла в комнату, прилегла рядом и сказала, поглаживая его вздрагивающий затылок:

(90)– Сегодня же купим точно такой автомобиль…

(91)Тогда он затрясся в рыданиях, сладкая, исступлённая жалость к себе — обездоленному, одинокому — сжала горло, и он едва смог выговорить, икая:

(92)– Такого… уже… не будет…

(93)– Будет, — спокойно сказала мать. (94)– Мы купим все автомобили в магазине, но ты у меня вырастешь человеком. (95)А если не человеком, то я убью тебя собственными руками! (96)И они обнялись и лежали так долго-долго, пока оба случайно не уснули, и проспали до двенадцати часов…

(Д.И. Рубина)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Баба Шура поддержала мать мальчика в желании помочь детям молочницы.
  2. Дети молочницы разносили по квартирам молоко.
  3. Мама пообещала мальчику купить точно такой же автомобиль.
  4. Мальчику стало жалко промокших детей, и он подарил им свою игрушку.
  5. Дождливым воскресным утром мать привела в дом двоих детей.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложения 24-27 содержат элементы описания.
  2. В предложениях 77, 78 содержится рассуждение.
  3. В предложениях 37-39 перечислены последовательные действия героини.
  4. Предложения 11, 12 представляют собой описание.
  5. Предложения 87, 88 представляют собой рассуждение.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 44-48 выпишите слово, имеющее в разговорной речи значение «достаточно хороший».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 79–87 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков ( А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Рисуя сцену из жизни матери и мальчика, Дина Рубина создаёт напряжённую эмоциональную атмосферу. В речи возмущённой бабы Шуры встречается (А)__________ ("дура", "ишачишь", "тыщи", "шмотки и др.). Возбуждённое состояние матери передаётся с помощью особого синтаксиса: (Б)__________ (предложения 55, 56), (В)__________ (предложения 32-35). Точное описание автомобиля мальчика с помощью (Г)__________ ("лакировка", "шины", "фары") показывает, насколько дорога была ему игрушка, подаренная отцом.

Список терминов:
  1. литота
  2. антонимы
  3. разговорная и просторечная лексика
  4. инверсия
  5. синонимы
  6. термины
  7. парцелляция
  8. восклицательные предложения
  9. синекдоха
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30