Единый государственный экзамен 2019 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Берестяные грамоты – это древнерусские тексты на коре берёзы, которые датируются 11-15 веками. (2)Большинство грамот представляет собой письма и записки обычных людей и носят практический характер: это заказы на изготовление икон, наставления по хозяйству, любовные письма, детские рисунки и т.п. (3)Тексты их, как правило, предельно кратки и содержат только самую важную информацию. (4)Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес, <…> они являются источником знаний о повседневном быте и письменности людей средневековой эпохи.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Древнерусские берестяные грамоты – это письма и записки 11-15 веков, написанные обычными людьми на берёзовой коре и представляющие большой интерес для изучения повседневного быта и письменности средневековой эпохи.
  2. Берестяные грамоты датируются 11-15 веками и представляют собой написанные на берёзовой коре заказы на изготовление икон, наставления по домашнему хозяйству, любовные письма, детские рисунки и т.п.
  3. Берестяные грамоты – это древнерусские письма на коре берёзы, тексты которых, как правило, предельно кратки и содержат только самую важную информацию.
  4. Берестяные грамоты - это древнерусские тексты, написанные обычными людьми на коре берёзы, они датируются 11-15 веками и представляют большой интерес для изучения повседневного быта и письменности средневековой эпохи.
  5. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес для изучения повседневного быта и письменности людей 11-15 веков, их тексты предельно кратки и содержат только самую важную информацию.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ХОЗЯЙСТВО, -и, ж.
  1. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х.
  2. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.
  3. То же, что экономика. Натуральное, крепостническое х.
  4. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • звАла
  • мусоропровОд
  • вернА
  • начАв
  • добелА
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • ПРИЗНАННЫЙ учёный-физик посетил наш университет.
  • На местном рынке мы увидели красивый нож с КОСТЯНОЙ ручкой.
  • Резкий ОТКЛИК полицейского заставил толпу остановиться.
  • По КАМЕНИСТОМУ берегу мы спустились к быстротекущей Волге.
  • В кафе ОТГРАНИЧИЛИ детскую зону от взрослой верёвочной сеткой.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В середине XVIII столетия, в годы царствования Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойдённый мастер барочного стиля, для внутренних интерьеров которого характерно обилие деревянной золочёной резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • с ВОСЕМЬЮ учениками
  • пара БОТИНОК
  • опытные БУХГАЛТЕРА
  • эти опыты более СЛОЖНЫЕ
  • ПОЛОЖИ на стол
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Несколько дней, проведённых А.С.Пушкиным в таборе бессарабских цыган, нашли отражение в его поэме «Цыганах».
  2. Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
  3. Явившись новым видом искусства, изначально реклама ставила своей целью пропаганду высоких идеалов.
  4. Дворянство пользовалось особыми привилегиями во время правления Екатерины II.
  5. Слушая классическую музыку, она никогда не надоедает.
  6. Нестерпимая жара и засуха стояли в течение всего лета.
  7. Ученики, правильно выполнившие хотя бы половину заданий в течение установленного времени, переходят во второй тур конкурса.
  8. Одна из картин А.Саврасова висит справа на стене, называющаяся «Грачи прилетели».
  9. Когда абитуриенты увидят свои фамилии в списках зачисленных, им кажется, что сбылись все мечты.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. расст..лать, уг..реть, бл..стать
  2. см..рение, пл..вец, неср..внимый
  3. выск..чка, обл..чать, предпол..гать
  4. усл..жнённость, пол..скать (бельё), уп..мянуть
  5. зам..реть, вым..кнуть, пож..нать
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ни..ходящий, не..добровать, ра..чёт
  2. пр..держаться (месяц), пр..бабушка, об..бщить
  3. пр..града, пр..емлемый, пр..вышение
  4. пред..юньский, с..грать, небез..нтересный
  5. ин..екция, необ..яснимый, трёх..язычный
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. кавказ..кий, одес..кий
  2. реснитч..тый, (повернуть) влев..
  3. форел..вый, перекле..вать
  4. горош..нка, приветл..вый
  5. использ..вать, зрач..к
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. (спортсмены) бор..тся, тле..щий (костёр)
  2. кол..щий (предмет), (ягоды) спе..т
  3. завис..шь (от обстоятельств), вылеч..вшийся
  4. (колесо) верт…тся, примиря..мые (стороны)
  5. самокле..щиеся (обои), засе..нное (поле)
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • (НЕ)ИЗБАЛОВАННЫЙ родителями ребёнок будет легче преодолевать жизненные трудности.
  • Девочке со спичками из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена (НЕ)ОТКУДА было ждать помощи.
  • Он уехал, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ ответа.
  • Это был обычный, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ день.
  • Шила в мешке (НЕ)УТАИШЬ.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)ОБЩЕМ, в результате переговоров все пришли к одному и ТОМУ(ЖЕ) заключению.
  • Не (ЗА)ТО волка бьют, что сер, а (ЗА)ТО, что овцу съел.
  • Он ВСЁ(ЖЕ) решил задачу, обратив внимание НА(ПОДОБИЕ) треугольников.
  • Мы обрадовались, (ОТ)ТОГО что пришли сюда (С)НОВА.
  • ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, КАК(БУДТО) в его словах нет никакой ценности.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В жаркие летние дни в деревне мы, дети, с особе(1)ым нетерпением ждали, когда будут выреза(2)ы соты из пчели(3)ых ульев.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Часто нужно во времени и проверить и оценить силу и степень совершенства настоящей литературы.
  2. Возьмите любое число и умножьте его на два.
  3. Этот лес был прекрасен как днём так и ночью.
  4. Ветки сыры и плохо поддаются огню.
  5. Вскоре после обеда выглянуло солнце и отдыхающие вышли на прогулку.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По летнему небу плыли облака (1) медленно догоняя друг друга (2) и (3) сливаясь в причудливые фигуры (4) напоминающие животных.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стой (1) братцы (2) стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь (3) вы (4) не так сидите.
Ты (5) с басом (6) Мишенька (7) садись против альта…
(И.А.Крылов)
Ответ:
 
.
19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Уважительное отношение к окружающим (1) обучение (2) которому (3) должно начинаться с детства (4) способствует развитию нашего общества.
Ответ:
 
.
20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наш автобус проезжал по красивейшим местам (1) и (2) если бы не ограниченное время экскурсии (3) то мы обязательно остановились бы (4) чтобы осмотреть всё.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Куршская коса — песчаная коса, расположенная на побережье Балтийского моря и Куршского залива. (2)Она представляет собой узкую и длинную полосу земли саблевидной формы, отделяющую Куршский залив от Балтийского моря и простирающуюся от города Зеленоградск Калининградской области до города Клайпеды в Литве. (3)Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. (4)Длина полосы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров (в районе посёлка Лесной) до 3,8 километров (в районе мыса Бульвикё). (5)Куршская коса — уникальный природно-антропогенный ландшафт и территория исключительного эстетического значения. (6)Она представляет собой крупнейшее песчаное тело, входящее в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. (7)Высокий уровень биологического разнообразия, обусловленный сочетанием различных ландшафтов — от пустынного (дюны) до тундрового (верховое болото) — даёт представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции. (8)В 2000 году Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Мало кто по-настоящему знал Рахманинова: он сближался с трудом, открывался немногим. (2)В первый момент слегка пугал: слишком много было в нём достоинства, слишком значительно, даже трагично, было его измождённое лицо с глазами, полуприкрытыми тяжёлыми веками. (3)Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, причём не только близким, но и к чужим, готов им помочь. (4)И делал это всегда незаметно, и о многих добрых делах Рахманинова никто никогда не знал.

(5)Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете.

(6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание — просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжёлое положение. (7)На следующий день пришёл от Рахманинова чек на 3000 франков, это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. (8)Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете и чтобы никто, в особенности нуждавшаяся женщина, не узнал о его помощи.

(9)Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. (10)И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым благотворительным концертом просил:

— (11)Надо что-то в газете написать... (12)А вдруг зал будет не полный?

— (13)Что вы, Сергей Васильевич?

— (14)Нет, всё может быть, всё может быть... (15)Большая конкуренция!

(16)И этот человек, болезненно ненавидевший рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывавшийся от фотографов и журналистов, вдруг с какой-то ребячьей жалостливостью однажды меня спросил:

— (17)Может быть, нужно интервью напечатать, как вы думаете?

(18)Как-то в начале 42 года, в самый разгар Второй мировой войны, «Новое Русское Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду. (19)Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь русским военнопленным. (20)Чтобы Сергей Васильевич не боялся, что обращение может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на первом месте, в рамке.

(21)У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:

(22)«Многоуважаемый господин Седых!

(23)Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе, даже если моё выступление будет «в рамке, как подобает». (24)Да и что можно ответить на вопрос: «почему надо давать на русских пленных?» (25)Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. (26)Кстати, сообщаю, что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

(27)С уважением к Вам С. Рахманинов».

(По А. Седых)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Рахманинов обладал большим чувством юмора.
  2. Рахманинов помог распропагандировать сбор пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду.
  3. Рахманинов устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.
  4. Рассказчик считает Рахманинова суровым и чёрствым человеком.
  5. Сергей Васильевич Рахманинов перед каждым своим благотворительным концертом размещал рекламу в газеты.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложении 2 содержатся элементы описания.
  2. В предложении 9 перечислены действия композитора.
  3. В предложениях 6,7 содержится повествование.
  4. Предложение 18 представляет собой рассуждение.
  5. В предложениях 24, 25 представлено рассуждение.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 10-16 выпишите разговорное слово со значением «оживлённое обсуждение, вызванное повышенным интересом к кому-, чему-нибудь».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 18–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью вводного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков ( А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Вспоминая Сергея Васильевича Рахманинова, А.Седых подчёркивает его суровую внешность с помощью такого приёма, как (А)__________ (предложение 2). В то же время автор говорит о чуткой душе композитора. Одинаковое милосердное отношение Рахманинова ко всем людям подчёркивается с помощью лексического средства - (Б)__________ (предложение 3). Синтаксическое средство (В)__________ (предложения 12, 17) позволяет передать те сомнения, которые есть в душе композитора. Используемый автором троп (Г)__________ («крупные имена») в предложении 19 подчёркивает значительную роль, которую играл Рахманинов в современном ему обществе».

Список терминов:
  1. антонимы
  2. цитирование
  3. олицетворение
  4. синонимы
  5. вопросительные предложения
  6. литота
  7. лексический повтор
  8. синекдоха
  9. инверсия
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30