Единый государственный экзамен 2019 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Железный колчедан — один из самых распространённых минералов в земной коре. (2)Крупные месторождения колчедана разыскивают по всему свету: он широко встречается и на равнине, и в горах. (3)Его научное название «пирит» происходит от греческого слова «пюр» (огонь) потому ли, что его сверкающие, золотистые кристаллы искрятся на солнце, или потому, что ударом стали о его кусок можно высекать яркие искры. (4)В истории человечества он имеет большое значение, так как содержит до пятидесяти процентов серы, <...> нередко его называют серным колчеданом.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Научное название «пирит» связывает железный колчедан с греческим словом «пюр» (огонь) потому ли, что минерал искрится на солнце, или потому, что ударом стали о его кусок можно высекать яркие искры.
  2. Железный колчедан – широко распространённый минерал земной коры – содержит до пятидесяти процентов серы, чем представляет ценность для человечества.
  3. Железный колчедан – один из самых распространённых минералов в земной коре, нередко его называют серным колчеданом.
  4. Из колчедана получают серную кислоту, один из важнейших продуктов для приготовления удобрений и взрывчатых веществ. Если страна не имеет своей серной кислоты, то она оказывается в чрезвычайно тяжёлом положении.
  5. Железный колчедан имеет большое значение для человечества, так как почти наполовину состоит из серы, и крупные его месторождения встречаются по всему свету.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОРИЯ, -и, ж.
  1. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы.
  2. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. И.театра.
  3. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.
  4. Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • призЫв
  • углубИть
  • лилАсь
  • низведЁнный
  • цЕпочка
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Резкий ОТКЛИК полицейского заставил толпу остановиться.
  • В кафе ОТГРАНИЧИЛИ детскую зону от взрослой верёвочной сеткой.
  • ПРИЗНАННЫЙ учёный-физик посетил наш университет.
  • На местном рынке мы увидели красивый нож с КОСТЯНОЙ ручкой.
  • По КАМЕНИСТОМУ берегу мы спустились к быстротекущей Волге.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Методы собирания писателями произведений народного фольклора многообразны: Л.Толстой вёл систематические беседы со всякого рода странниками и богомольцами, которых он встречал во время прогулок по Тульскому шоссе, А.Пушкин ездил в Заволжье, чтобы записать воспоминания людей о Пугачёве, а Н.Некрасов органически сочетал оба эти способа: он говорил с человеком из народа и планомерно путешествовал в глухие уголки страны.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • в ОБЕИХ руках
  • ПОЛОЖИ в шкаф
  • ЛАЗИЕТ по канату
  • семи КИЛОГРАММОВ
  • НАДЕТЬ свитер
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Дворянство пользовалось особыми привилегиями во время правления Екатерины II.
  2. Несколько дней, проведённых А.С.Пушкиным в таборе бессарабских цыган, нашли отражение в его поэме «Цыганах».
  3. Когда абитуриенты увидят свои фамилии в списках зачисленных, им кажется, что сбылись все мечты.
  4. Ученики, правильно выполнившие хотя бы половину заданий в течение установленного времени, переходят во второй тур конкурса.
  5. Одна из картин А.Саврасова висит справа на стене, называющаяся «Грачи прилетели».
  6. Явившись новым видом искусства, изначально реклама ставила своей целью пропаганду высоких идеалов.
  7. Слушая классическую музыку, она никогда не надоедает.
  8. Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
  9. Нестерпимая жара и засуха стояли в течение всего лета.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. нак..зать, д..ревня, оз..рение
  2. соб..раться, зар..внять (яму), пож..нать
  3. ср..щение (костей), ук..рачивать, уд..вление
  4. раств..р, обл..скать, прид..раться
  5. недор..сль, уст..лать, пл..вучесть
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..ронить, р..ссказни, поз..быть
  2. без..мянный, до..сторический, с..мпровизировать
  3. вар..ирование, п..янящий, в..южит
  4. пр..быть (в город), пр..внести, пр..падать (к земле)
  5. ра..молоть, во..звание, ..дача
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. француз..кий, матрос..кий
  2. миндал..вый, овлад..вать
  3. завед..вать, борщ..вый
  4. кож..ный, (начать) занов..
  5. человеч..к, доверч..вый
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пыш..щий (здоровьем), (ученики) шепч..тся
  2. гон..шь (лошадей), исполня..мый
  3. кле..шь, испорт..вшийся
  4. пол..щие (сорняки), (быть) высме..нным
  5. (абитуриенты) наде…тся, улыба..щийся
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • Ошибся Иван Иваныч - (НЕ)КАЖДУЮ собаку можно купить на приманку.
  • Григорий Васильевич шёл домой (НЕ)СПЕША.
  • Извозчик осаживал (НЕ)УСПЕВШЕГО распалиться подтанцовывающего рысака.
  • Вошёл седой морщинистый старичок с давно (НЕ)БРИТЫМ подбородком и с нависшими усами.
  • Дети (НЕ)ИСТОВСТВУЮТ от восторга.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Старого тянет В(НИЗ), а молодого – В(ВЫСЬ).
  • НА(ВСТРЕЧУ) с известным писателем пришло В(ДВОЕ) больше людей, чем ожидали организаторы.
  • Он имел В(ВИДУ) прошлые заслуги брата, когда говорил о нём ТАК(ЖЕ) воодушевлённо, как в детстве.
  • Дождь ПО(НЕМНОГУ) стих, и, перекусив НА(ХОДУ), мы продолжили путь.
  • (ЧТО)БЫ придумать, (ЧТО)БЫ не было скучно.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник и Архангельский музей деревя(1)ого зодчества и народного искусства «Малые Карелы» включе(2)ы в Государстве(3)ый свод особо це(4)ых объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Возьмите любое число и умножьте его на два.
  2. Ветки сыры и плохо поддаются огню.
  3. Вскоре после обеда выглянуло солнце и отдыхающие вышли на прогулку.
  4. Этот лес был прекрасен как днём так и ночью.
  5. Часто нужно во времени и проверить и оценить силу и степень совершенства настоящей литературы.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По летнему небу плыли облака (1) медленно догоняя друг друга (2) и (3) сливаясь в причудливые фигуры (4) напоминающие животных.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шаганэ ты моя (1) Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя (2) она страшно похожа,
Может (3) думает обо мне…
Шаганэ ты моя (4) Шаганэ!
(C.А.Есенин)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горы (1) возле (2) которых мы расположились (3) представляли собой великолепное зрелище (4) и (5) манили всех на вершину.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он знал (1) что (2) если (3) когда-нибудь (4) станет жертвой мошенников (5) то это произойдёт из-за его излишней доверчивости.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Куршская коса — песчаная коса, расположенная на побережье Балтийского моря и Куршского залива. (2)Она представляет собой узкую и длинную полосу земли саблевидной формы, отделяющую Куршский залив от Балтийского моря и простирающуюся от города Зеленоградск Калининградской области до города Клайпеды в Литве. (3)Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. (4)Длина полосы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров (в районе посёлка Лесной) до 3,8 километров (в районе мыса Бульвикё). (5)Куршская коса — уникальный природно-антропогенный ландшафт и территория исключительного эстетического значения. (6)Она представляет собой крупнейшее песчаное тело, входящее в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. (7)Высокий уровень биологического разнообразия, обусловленный сочетанием различных ландшафтов — от пустынного (дюны) до тундрового (верховое болото) — даёт представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции. (8)В 2000 году Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

- (3)Ты читал «Тома Сойера»?

- (4)Нет.

- (5)А «Вия»?

- (6)Нет.

- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Всё это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

- (20)«Войну и мир» читал?

- (21)Смотрел в кино.

- (22)А «Белые ночи»?

- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.

(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полёте на Луну, о событиях в мире.(31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.

(По С.В. Михалкову*)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. В детстве счёт времени идёт иначе, поэтому так важно вовремя прочесть нужную книгу.
  2. Когда автор был в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев, и попросил местных детей прочитать строки из стихотворения Некрасова, то они прочитали наизусть четверостишия из «Деда Мазая».
  3. Вовремя прочитанная книга может на всю жизнь определить идеалы человека.
  4. Ранние впечатления детства быстро забываются и ни на что не влияют.
  5. Можно позавидовать мальчишке, которому ещё только предстоит познакомиться с книгами озорного Марка Твена.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложение 13 содержит ответ на вопрос из предложения 20.
  2. В предложениях 13-18 представлено рассуждение.
  3. В предложениях 29-31 представлено повествование.
  4. В предложениях 1-7 содержится рассуждение.
  5. В предложениях 8,9 представлено описание.
Ответ:
 
.
24
Из предложения 10 выпишите слово, которое употреблено в переносном значении.
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 1–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Подчеркнуть важность чтения книг в детстве автору помогают (А)__________ («драгоценных книг» в предложении 13; «золотых лет» в предложении 18) и (Б)__________ («путеводная звезда» в предложении 20). Различие между чтением взрослых и детей показано писателем при помощи такой фигуры речи, как (В)__________ (предложения 15 и 16). Горячее желание автора обогатить душу человека знанием русской поэзии передаётся с помощью (Г)__________ (предложение 32)».

Список терминов:
  1. просторечные и разговорные слова
  2. метафора
  3. инверсия
  4. градация
  5. фразеологические обороты
  6. эпитет
  7. синтаксический параллелизм
  8. антитеза
  9. риторический вопрос
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30