Единый государственный экзамен 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)<...> сопротивлению воздуха скорость снижения парашютиста падает, что должно предотвратить получение им травм при приземлении. (2)У парашюта большая площадь, и поэтому он встречает сильное сопротивление воздуха: при падении ему приходится «расталкивать в стороны» большое количество молекул воздуха, что сильно тормозит падение. (3)Без парашюта человек камнем падал бы на землю.
1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Имея большую площадь, парашют встречает сильное сопротивление воздуха, тормозящее падение, и поэтому приземление становится более медленным и безопасным для человека.
  2. Приземление с парашютом становится более медленным и безопасным для человека, так как, имея большую площадь, парашют оказывает сильное сопротивление воздуху, тормозящее падение.
  3. Парашют падает на землю так медленно, что парашютист успевает насладиться видом сверху.
  4. Человек использует парашют для того, чтобы, увеличивая скорость снижения, не получать травм при приземлении и не падать камнем на землю.
  5. При падении парашютисту приходится «расталкивать в стороны» большое количество молекул воздуха.
Ответ:
 
.
2
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.
Ответ:
 
.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАДАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПАДАТЬ, -аю, -аешь, несов.
  1. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Об атмосферных осадках: идти, выпадать. Мокрый снег падает хлопьями.
  2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Понижаться, уменьшаться (в уровне, размере, силе, напряжённости). Цены на товары падают.
  3. Непроизвольным движением резко опускаться сверху вниз; опускаться, валиться на землю, книзу. Книги падают с полки.
  4. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Приостанавливаясь в развитии, становиться хуже, беднее. Нравы падают.
Ответ:
 
.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
  • мОлящий
  • дозИровать
  • докумЕнт
  • нЕдруг
  • болтлИва
Ответ:
 
.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • В ГАРАНТИЙНОМ паспорте указываются условия возврата и обмена товара.
  • Хорошо, когда между родителями и детьми складываются ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
  • За окном был слышен радостный крик СОСЕДСКИХ детей.
  • Не отойдя от наркоза, пациент с трудом РАЗЛИЧАЛ лица и голоса родственников.
  • На благотворительный концерт была приглашена ПОЧТЕННАЯ публика.
Ответ:
 
.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
Ответ:
 
.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • ПРИЕЗЖАЙ быстрее
  • заграничные ПАСПОРТА
  • с ОБОИХ сторон
  • летит не менее ВЫСОКО
  • пальто без ПОГОН
Ответ:
 
.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. ошибка в построении сложного предложения
  5. неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые.
  2. Тоня торжественно пообещала, что «Я тебя никому не выдам!»
  3. Благодаря зрителей за вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что их ждёт встреча с новым героем.
  4. Из монологов Печорина мы узнаём, что он испорчен светом, что ему с детства не верили, видели в нём несуществующие пороки.
  5. Нельзя было не заметить, что толпа на площади гуляет с какой-то лихорадочной бодростью.
  6. Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксами, маргаритками, ирисами.
  7. Никто из внуков не смогли устоять перед бабушкиным свежеиспечённым караваем.
  8. Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения.
  9. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
АБВГД
     
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  1. пол..гаться, разб..раться, зан..мательная
  2. выч..тать, р..вняться, уб..рать
  3. б..режок, заг..релые, затв..рдеть
  4. прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)
  5. распол..житься, прим..рять (друзей), сж..гать
Ответ:
 
.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. пр..бежище, пр..школьный, пр..открыть
  2. об..ск, роз..скной, контр..тог
  3. бул..он, почтал..он, в..юга
  4. под..брать, от..гнать, с..бирать
  5. в..карабкаться, ни..падать, ..бежать
Ответ:
 
.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ружь..цо, селень..це
  2. насмешл..вый, рассе..вать
  3. втайн.., черешн..вый
  4. подразум..вая, магни..вый
  5. обессил..ть (от усталости), развеш..вать
Ответ:
 
.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. умо..шься, обижа..мый (всеми)
  2. взлеле..вший, (он) наде..тся
  3. расстро..вшись, повад..шься
  4. колыш..щиеся (травы), (они) круж..т
  5. будораж..вший (воображение), разве..нные (сомнения)
Ответ:
 
.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • (НЕ)ИССЛЕДОВАННАЯ ранее местность привлекла внимание геологов.
  • Сказанного слова назад (НЕ)ВОРОТИШЬ.
  • Катя нахмурилась, слушая речь своей вечно (НЕ)ГОДУЮЩЕЙ сестры.
  • Михаил уехал из города вовсе (НЕ)НАДОЛГО – на неделю.
  • Даже (НЕ)СМОТРЯ в окно, я понял, что на улице моросит дождь.
Ответ:
 
.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)ОБЩЕМ, в результате переговоров все пришли к одному и ТОМУ(ЖЕ) заключению.
  • Не (ЗА)ТО волка бьют, что сер, а (ЗА)ТО, что овцу съел.
  • Мы обрадовались, (ОТ)ТОГО что пришли сюда (С)НОВА.
  • ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, КАК(БУДТО) в его словах нет никакой ценности.
  • Он ВСЁ(ЖЕ) решил задачу, обратив внимание НА(ПОДОБИЕ) треугольников.
Ответ:
 
.
15
Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Эта картина запомнилась ещё с вое(1)ого времени: на вокзале, огромном и холодном, часть стены которого разруше(2)а недавней бомбёжкой, на изрешечё(3)ой осколками деревя(4)ой скамье сидит женщина с ребёнком; малыш, обвив ручонкой материнскую шею, крепко спит, лицо женщины застыло в скорби и печали.
Ответ:
 
.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Утром мы наскоро попили чаю с вареньем мёдом и свежим хлебом и вчетвером отправились на отцовской лодке на другой берег.
  2. На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
  3. Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр.
  4. На столе лежали только книги да подшивки старых газет.
  5. Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы.
Ответ:
  
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу господина (4) что оставил его одного и убежал за помощью.
Ответ:
 
.
18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Так скоро (1) может быть (2) покинуть должен я,
О степь (3) унылая (4) простор твой необъятный;
Вместо радости зачем душа моя
Полна какою-то тоскою непонятной?
(А.Н. Плещеев)
Ответ:
 
.
19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горы (1) возле (2) которых мы расположились (3) представляли собой великолепное зрелище (4) и (5) манили всех на вершину.
Ответ:
 
.
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
Ответ:
 
.
21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого. (3)Вот представьте: версту-другую, забредя в реку, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам - гривы леса, где отдельная сосенка частью корней, а то и одним корнем цепляется за родной камень, и по каждой проточине - ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника.(4)По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (5)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (6)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.
Ответ:
 
.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Вот тут-то и появился Лис.

– (2)3дравствуй, – сказал он.

– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

– (6)Я – Лис, – сказал Лис.

– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно.

– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.

– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете.

– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.

– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)3аслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

– (24)Пожалуйста, приручи меня!

– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Сперва сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе.

(36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания.

– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

– (41)Да, конечно, – сказал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:

– (44)Пойди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

( По А. Сент-Экзюпери)
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Маленькому принцу было грустно, и он попросил, чтобы Лис поиграл с ним.
  2. Глазами невозможно увидеть самого главного, это должно почувствовать сердце.
  3. Лис пошёл к розам, а потом вернулся попрощаться.
  4. Лис не боялся людей и любил с ними играть.
  5. Маленький принц быстро приручил Лиса.
Ответ:
 
.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. Предложения 2–11 представлены в форме диалога.
  2. В предложениях 13–14 присутствует описание.
  3. Предложения 29–31 представляют собой повествование.
  4. Предложения 49–51 содержат рассуждение.
  5. Предложения 33–35 содержат ответ на вопрос, поставленный в предложении 32.
Ответ:
 
.
24
Из предложений 32–36 выпишите слово со значением: «в стороне, на некотором расстоянии».
Ответ:
 
.
25
Среди предложений 28–33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
 
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26
«Сент–Экзюпери в своём великолепном и поучительном произведении рассказывает о Лисе и Маленьком принце. С помощью (А) __________ Лис учит принца жизненным ценностям (предложения 18, 20–21, 29–30, 34–35). Такая форма речи, как (Б)__________ (предложения 2–11), тоже способствует этому. Многие (В)__________ («зорко одно лишь сердце», «отдавать душу» из предложений 47–50) стали общеизвестными и у всех на слуху. Маленький принц многим интересуется, и (Г)__________ (предложения 4, 11, 32) помогают автору передать это».

Список терминов:
  1. эпитеты
  2. вопросительные предложения
  3. антонимы
  4. противопоставление
  5. метафора
  6. олицетворение
  7. диалог
  8. неполные предложения
  9. парцелляция
Ответ:
АБВГ
    
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26