Итоговое сочинение 2020/2021: направления и возможные темы, комментрий от ФИПИ
Забвению не подлежит
Я и другие
Время перемен
Разговор с собой
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Комментарий ФИПИ
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Возможные темы
Аспекты развития тем | Темы | Общая мысль |
Произведения искусства как великая память о прошлом | Почему тема войны не уходит из литературы? Какова роль исторических памятников? Согласны ли Вы с тем, что культура – это память человечества? Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство есть одно из средств единения людей?» Как Вы понимаете выражение «искусство без срока давности»? Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени? Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным? Как произведения искусства становятся бессмертными? Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками? Какие произведения становятся классическими? Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»? | Любое искусство – это отражение действительности. Сама жизнь вдохновляет художников на творчество, сама жизнь служит материалом для творчества. Именно поэтому в искусстве находит отражение всё, что волнует человека, всё, чем живёт человек. И великие радости, и великая скорбь – всё есть в искусстве. |
Жестокое лицо войны | Как влияет на сущность человека война? Какой опыт даёт человеку война? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) Что такое «эхо войны»? Память о войне: формальность или нравственный долг? Какие времена можно назвать жестокими? Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне? | Война – одно из самых главных испытаний, которое выпадало на долю человечества. Война страшна тем, что вмиг уничтожает всё, что люди строили годами, веками. Война разрушает дома и семьи, лишает людей самых родных и близких, и самое главное – создаёт угрозу лишения родной земли. |
Связь судьбы человека с судьбой народа | Как судьба человека связана с историей народа? Может ли человек влиять на ход истории? Как исторические события влияют на судьбу человека? | Любой человек, безусловно, связан со своим народом. Участь каждого из нас связана с судьбой народа. В ходе исторического развития нации складывается менталитет людей, его ценности, традиции, культура. |
Помнить и знать прошлое – долг каждого | Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»? Согласны ли Вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»? Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? Можно ли строить будущее, не имея прошлого? Можно ли забыть прошлое своей страны? Как Вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»? «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный? Как связано забвение с утратой ценностей? Забвение есть измена | Память о прошлом – это ниточка, которая связывает нас с нашими предками. Ещё со школьных лет детей обучают истории. Для чего человеку эти знания? Почему важно знать то, что прошло? Любой народ складывался исторически. Наша культура, традиции, менталитет складывался под воздействием событий, через которые прошёл наш народ. Знать и помнить знатные события – долг каждого. Во-первых, многие факты - это предмет нашей гордости, источник вдохновения. Во-вторых, были горькие страницы истории, которые должны служить напоминанием людям об их ошибках. |
Забытое грозит повторением | Почему важно помнить прошлое? Почему важно не забывать уроки войны? Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему? Что дают человеку уроки прошлого? Что, по вашему мнению, не подлежит забвению? Для чего нужно хранить обычаи и традиции? Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? Почему важно помнить прошлое? Почему нельзя забывать историю своего народа? В чём ценность исторического опыта? Согласны ли Вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? О каких событиях людям нельзя забывать? Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого? Какие уроки прошлого, по вашему мнению, человечество должно усвоить, чтобы не повторить свои ошибки в будущем? В чём заключается ценность исторического опыта? Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»? | В истории любого народа были события, которые достойны гордости, а было то, что вспоминается с болью и горечью. Людям важно помнить и то, и другое. Если первое служит источником вдохновения, предметом гордости нации, то второе напоминает о горьких утратах. И пока человечество помнит ошибки, есть вероятность того, что они не повторятся. |
Великие люди прошлого | «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»? Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны? «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Как Вы понимаете эти слова Лао Цзы? Согласны ли Вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Генрик Ибсен)? Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? Как Вы понимаете фразу поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»? Нужны ли памятники знаменитым людям в 21 веке? Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны? О каких людях говорят: «они изменили мир»? Кого можно назвать великим учителем человечества? Как Вы понимаете выражение: «Ничто не забыто, никто не забыт»? Какие подвиги никогда не забудутся? Какие люди остаются в истории? Почему нужно помнить о подвигах предков? Какие личности остаются в истории? Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»? | К счастью, наша история знает немало героев. Люди разных профессий и разных областей знаний оставляли о себе след в истории благодаря выдающимся деяниям и открытиям. Наш долг – знать своих героев: наша память – дань и уважение их свершениям. К тому же знания о подвигах и великих открытиях вдохновляют людей на новые подвиги во имя общего блага. |
Комментарий ФИПИ
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Возможные темы
Комментарий ФИПИ
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Возможные темы
Комментарий ФИПИ
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Возможные темы
Комментарий ФИПИ
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Возможные темы
Видеоуроки по итоговому сочинению.