Екатерина Кузнецова, канд. филол. наук
О проблемах современной системы оценки знаний учащихся
Современные реалии педагогического процесса требуют тщательного и планомерного изменения всех современных методик определения успешности студента и его дальнейшего карьерного продвижения. Существующая на данный момент европейская система оценивания, выглядящая так перспективно в свете реалий более развитых стран, теряет свою привлекательность в условиях современной России. В то же время, советская система оценивания, также не подходит под современный мир. В итоге, мы получаем ситуацию, когда система образования находится между двух огней.Какие же основные нововведения можно предложить по данному вопросу? Основательной переработки требует система выбора предметов для будущего специалиста. В данном случае, необходимо предложить некоторые предметы, которые будут общеобразовательными и обязательными для всех, но в тоже время, необходимо предоставить студентам шанс самим выбирать именно те специальности, которые, по их мнению, дадут им шанс в дальнейшем трудоустроиться максимально эффективно.
Существует предложение по поводу изменения процесса принятия-отчисления. Зачастую, во время процесса учебы, студент не демонстрирует способностей к тому или иному предмету, технических специалистов, очень сложно обучить стихосложению и наоборот, филологов не приучить к расчету дифференциальных уравнений. В таком случае, необходимо применять процесс анализа успешности студента на основе тех дисциплин, которые были приняты в начале года. В случае отсутствия успешности студента по определенным дисциплинам, можно предложить ему изменить специальность на ту, которая будет ему максимально подходящей. В таком случае, серьезно переработки требует и договорная система между университетами. В данном случае, предлагается в случае отсутствия доступной дисциплины, предлагать другим университетам «приютить» студента у себя.
Кроме того, важно составить новую программу, которая бы помогла бороться с коррупцией и неэффективностью. В данном случае, предлагается мониторинг эффективности студентов, с помощью специалистов, которых рекомендуется приглашать из-за границы. Подобные действия позволит осуществлять взаимный педагогический договор между странами СНГ.
Важным аспектом в данном вопросе, выступает также проблема переполненности университетов и потерей высшим образованием статуса элитарности. В таком случае, рекомендуется снизить количество принимаемых студентов, даже на коммерческой основе. В свете этого, такие системы тестирования как ЕГЭ и СНО, рекомендуется сделать более жесткими и увеличить планку среднего бала. В дальнейшем люди, не добравшие его, не будут иметь возможность больше поступить в университет, даже на коммерческой основе, но в тоже время им давался бы шанс поступить в специализированное профессиональное учебное заведение для получения профессии.
Безусловно, это не все меры, которые требует современный педагогический процесс, но в тоже время, данные шаги позволят осуществить ряд реформ, которые впоследствии вдохнут жизнь в уже окончательно одряхлевший учебный процесс.