Люция Махмутова

Я слушаю Казань

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Урок 1. Знакомство

Меня зовут Анвар. Моя фамилия Бакер. Я инженер. Мне 27 лет. Я из Сирии. Мой родной город – Дамаск. Там живут мои родители: мой отец, моя мама, мои братья и сестра.

Сейчас я живу в России, в городе Казани. Казань – красивый и современный город. Я живу в Казани один месяц.

Здесь я изучаю русский язык. Я уже немного говорю по-русски и понимаю, когда преподаватель говорит медленно и громко. Я учусь в КАИ. Это технический университет. Здесь изучают русский язык иностранные студенты из Ирака, Ливана, Индии, Китая и других стран. Они хорошие и интересные ребята, наши занятия всегда очень весёлые. На занятиях мы читаем, пишем, говорим и слушаем. Русский язык трудный, но очень красивый язык. Я хочу хорошо знать русский язык.

Урок 2. Моя семья

Вы уже знаете, что меня зовут Анвар и что я из Сирии. Сирия – моя родная страна. Там живут мои родители, мои братья и сестра.

Мой папа – Мухаммад. Ему 56 лет. Он инженер. Он делает самолеты. Это трудная и интересная работа. Вечером он любит читать газеты и отдыхать.

Моя мама – Индира. Ей 55 лет. Она не работает, она домохозяйка. Мама любит читать книги и смотреть телевизор.

Моя сестра – Луа. Она учительница. Она знает арабский, английский и французский языки. Она очень интересный человек. Она любит музеи, театры, выставки. Луа много читает и хорошо знает литературу.

Мой старший брат – Салим. Ему 30 лет. Он менеджер.
У Салима есть жена и маленькая дочь. Он любит свою семью.

Мои младшие братья – Курт и Салех – студенты. Курт изучает математику и физику, а Салех – историю. Курт не любит учиться, он любит отдыхать, слушать музыку и смотреть фильмы. Салех учится хорошо, он всегда говорит, что история – очень интересный предмет.

Я счастливый человек, потому что у меня большая и очень дружная семья.

Урок 3. Наша группа

Вот наша студенческая группа. Она небольшая. Это мои друзья: Аднан, Салим, Амбураджи, Ахмед. Мы вместе изучаем русский язык.

Аднан – очень весёлый человек. Он любит слушать музыку, играть в футбол и рассказывать анекдоты. Он много говорит по-русски, но всегда делает ошибки, потому что он не любит учить русскую грамматику.

Салим – серьёзный человек. Он уже хорошо говорит по-русски и хорошо знает русскую грамматику. Салим много знает, потому что он много читает. Он любит изучать русскую историю и культуру. Аднан говорит, что Салим – неинтересный человек, потому что он весь день учится.

Амбураджи – студент из Индии. Как все индийские люди, он очень любит петь и танцевать. Амбураджи неплохо говорит
и понимает по-русски. Он каждый день читает русские журналы
и статьи. Он любит смотреть индийские фильмы.

Ахмед – добрый человек. Он очень любит футбол. Его любимая футбольная команда – “Барселона”. Он каждый день смотрит телевизор и потом весь день говорит про матч. Ещё он хорошо играет в футбол. Ахмед уже немного говорит по-русски, но еще плохо понимает, что говорят русские люди. Ахмед всегда спрашивает: “Почему все люди не говорят медленно и громко, как наш преподаватель?”

Вы уже знаете, что меня зовут Анвар. Я из Сирии. Я каждый день изучаю русский язык. В Казани я смотрю русские каналы и слушаю русское радио. Я изучаю русский язык только один месяц, но сейчас я уже неплохо понимаю по-русски.

Урок 4.
Наша квартира

Сейчас я живу и учусь в Казани. Наш дом находится в старом районе. Я живу на улице Маршала Чуйкова в доме номер 17 (семнадцать). Недалеко – второе здание КАИ. Каждый день я хожу в университет пешком.

Наша квартира хорошая, светлая и удобная.

Налево – большая кухня. На кухне стоят стол, стулья, холодильник. В углу стоит шкаф. На стене висят две полки.

Направо – комната, где живёт Салим. Здесь стоит удобный чёрный диван, большой книжный шкаф и маленький стол. В шкафу есть русские и арабские книги, словари, тетради. На столе стоит компьютер. Рядом – часы и лампа. На стене висит расписание. Салим хочет купить еще кресло и стул. Он любит сидеть в кресле и читать книгу. Его комната небольшая, но очень удобная.

А здесь живу я. У меня большая светлая комната с балконом. Слева синий диван и небольшой стол, справа синее кресло
и телевизор. На стене висит фотография. На ней – моя семья. Слева в углу стоит большой шкаф. В шкафу находится одежда: шапки, шарфы, костюмы, рубашки. На шкафу лежат старые книги. На полу лежит красивый зелёный ковёр. На окне – белые жалюзи.

Сейчас Салим на кухне, он готовит ужин. Он делает салат
и спагетти. Сегодня придут в гости наши друзья.

Урок 5.
Наша аудитория

Наш университет находится на улице Четаева, в доме номер 18. Это второе здание КАИ. Преподаватель говорит, что это новое здание. Оно современное и красивое.

Наша аудитория находится на пятом этаже. Это 504-ая аудитория. Она большая и светлая.

Здесь мы занимаемся каждый день. Мы приходим в аудиторию в 9 часов.

В аудитории есть удобные столы и стулья.

Справа на стене висит большая чёрная доска. На полке есть белый мел, а рядом тряпка. Преподаватель пишет на доске каждый день новые слова. Рядом висит русский алфавит. Мы уже знаем все русские буквы.

Слева на стене висит карта. На карте мы видим Россию, Сирию и другие страны.

Рядом на стене есть таблицы. На таблицах есть разные глаголы и их формы.

В аудитории есть кафедра для преподавателя. На кафедре есть полки. На полках лежат книги и учебники.

Это стол преподавателя. На столе есть книги, ручка, карандаш, ластик и ключи. Рядом на столе лежит телефон. Преподаватель обычно смотрит время на телефоне. На стуле лежит сумка.

Это мой стол. На столе лежит учебник, тетрадь, ручка, карандаш и линейка. А ещё у меня есть арабско-русский словарь. Если я не знаю слово, я смотрю его в словаре.

Наша аудитория очень тёплая, поэтому каждый день на занятии мы открываем окна.

Урок 6.
Мы изучаем русский язык

Это наш университет. Сейчас он называется Казанский государственный технический университет имени Андрея Туполева. Это лучший технический университет в республике Татарстан. Здесь мы изучаем русский язык.

Наши занятия начинаются каждый день в 9 часов утра. Сначала наш преподаватель говорит: “Доброе утро!” – и мы немного говорим о погоде и о последних новостях. Потом мы повторяем старый материал и делаем упражнения. Русская грамматика очень трудная, поэтому каждый день дома мы повторяем новый материал.

Еще на занятии мы читаем интересные тексты об известных русских людях. Мы уже знаем, кто такой Лев Толстой, Александр Пушкин, Дмитрий Менделеев. Потом мы говорим о тексте и пишем новые слова в словарь.

Потом преподаватель медленно читает текст, а мы пишем диктант. Мы пишем правильно, потому что знаем все слова. Преподаватель проверяет диктант и говорит о наших ошибках.

Часто на занятиях мы слушаем тексты на компьютере. Диктор говорит громко, но быстро. Мы слушаем текст первый раз
и понимаем главную идею. Потом мы слушаем второй раз и понимаем текст лучше. Преподаватель задает вопросы, а мы отвечаем. Потом мы вместе пишем план текста. На другой день мы рассказываем текст самостоятельно.

А еще у нас есть небольшие перерывы. Мы обычно гуляем
в холле, разговариваем о семье и отдыхаем. Наш преподаватель говорит, что в перерыве мы должны говорить только по-русски.

Урок 7.
День Ахмеда

У меня есть друг. Его зовут Ахмед. Ахмед – студент, он живет в Казани и учится в КАИ.

Вчера мы долго разговаривали после занятия. Ахмед рассказывал, как он живет, как учится.

Обычно он встает рано, в 6 часов 30 минут. Сначала он делает зарядку, потом умывается и завтракает. На завтрак он пьёт кофе и ест бутерброд. В 8 часов он идет на занятие. Ахмед живет недалеко от университета, поэтому обычно он ходит на занятия пешком. Если у него мало времени, он едет на автобусе. Занятия в КАИ начинаются в 9 часов, поэтому в 9 часов Ахмед уже в аудитории.

Сейчас Ахмед изучает русский язык, потом он будет изучать свою специальность. Ахмед уже хорошо говорит по-русски.

Занятия кончаются в 2 часа. Когда кончаются занятия, Ахмед идет домой. Сначала он обедает. Ахмед хорошо готовит, поэтому он обычно сам готовит рис, мясо и овощной салат. После обеда он отдыхает, потом занимается: делает упражнения, повторяет грамматику.

В 7 часов Ахмед звонит домой. Потом он работает в интернете: проверяет почту, пишет письма. Вечером Ахмед опять занимается: он читает русские тексты и повторяет новые слова.

В 8 часов у Ахмеда обычно легкий ужин. Он пьет молоко
и есть хлеб.

Потом он слушает музыку и смотрит телевизор. Ахмед очень любит футбол, поэтому он часто смотрит матчи по телевизору или в интернете.

В 11 часов он обычно ложится спать.

Урок 8.
Мои планы на лето

Я живу и учусь в Казани. Сейчас на улице весна, скоро будет лето. Летом я тоже буду жить в Казани. Когда у нас будут каникулы, я буду отдыхать в этом прекрасном городе.

Летом я обязательно буду гулять в центре города: пойду
в Кремль, на площадь Первого мая. Наш преподаватель говорит, что летом там особенно красиво. Буду гулять на улице Баумана. Это центральная улица Казани. Там находятся кафе, рестораны, магазины.

В Казани есть много театров. Моя мечта – пойти в русский драматический театр. Я думаю, летом я буду хорошо знать русский язык и смогу смотреть спектакль на русском языке.

Казань находится на Волге. Волга – это большая русская река. Я слышал песни о Волге, а в Казани увидел Волгу в первый раз. Летом можно будет гулять по берегу Волги, который находится недалеко от вокзала.

В Казани много музеев. Летом я пойду в музей Тукая. Габдулла Тукай – это известный татарский поэт. Также я хочу посмотреть Национальный музей республики Татарстан. Там я смогу узнать много новой и интересной информации об истории Казани.

А еще летом я обязательно пойду на матч “Рубина”. “Рубин” – это казанская футбольная команда. Домашние матчи “Рубина” проходят на центральном стадионе Казани.

Казань – очень красивый и зеленый город. В Казани много парков и садов. Летом я и мои друзья будем гулять и отдыхать на природе.

Я думаю, это будут необычные и очень интересные каникулы.

Урок 9.
В магазине

Недалеко от КАИ есть большой торговый центр. В торговом центре есть продуктовый супермаркет. Это очень большой и недорогой магазин. В супермаркете богатый выбор продуктов. Там можно купить всё: и мясо, и овощи, и фрукты, и хлеб, и сладкое.

Я и мои друзья ходим в этот магазин два раза в неделю. Обычно мы встречаемся на улице и идем в магазин вместе.

Вот, например, мясной отдел. Здесь можно купить колбасу, сосиски и мясо. Мы любим есть мясо, поэтому один раз в неделю покупаем несколько килограммов мяса и две колбасы.

Вот молочный отдел. Здесь продают молоко, йогурт, творог, сливочное масло, и сыр.

А это овощной отдел. Здесь можно купить картофель, морковь, лук, капусту и другие овощи. Мы часто делаем овощной салат, поэтому обычно покупаем разные овощи.

Вот фрукты. Обычно мы покупаем бананы, груши, яблоки.
Я люблю красные яблоки, а мой друг покупает зеленые или желтые.

В супермаркете есть хлебный отдел. Там продают хлеб, печенье, торты, пироги. В Казани мы впервые попробовали чак-чак. Это очень вкусное блюдо. Теперь мы каждый раз покупаем чак-чак и едим его на завтрак.

Из напитков мы обычно покупаем минеральную воду и сок. Я люблю все соки, а мой друг пьёт только яблочный.

В кондитерском отделе можно купить конфеты.

В магазине есть специальный отдел для рыбы. Он называется “Рыбный отдел”. Один раз в неделю мы готовим рыбу, потому что это очень полезная и вкусная еда.

Урок 10.
По телефону

Анвар: – Алло!

Жена И.В.: – Да

Анвар: – Здравствуйте, это Анвар.

Жена И.В.: – Здравствуйте, Анвар.

Анвар: – Скажите, пожалуйста, Игорь Владимирович дома?

Жена И.В.: – Нет, его сейчас нет дома, он на работе. Но он должен вернуться с минуты на минуту.

Анвар: – Хорошо, я позвоню чуть позже.

Жена И.В.: – Подождите, Анвар, кто-то открывает дверь (пауза). Кажется, это Игорь Владимирович. Да, это он. Сейчас дам ему трубку.

И.В.: – Алло, я слушаю вас.

Анвар: – Здравствуйте, Игорь Владимирович. Это Анвар. Ваш магистрант.

И.В.: – Здравствуйте, Анвар. Как у вас дела?

Анвар: – Спасибо, хорошо. Я прочитал материалы для моей научной работы, которые вы мне дали. У меня появились вопросы.

И.В.: – Это очень хорошо. У умных студентов всегда есть вопросы. Значит, нам нужно встретиться и обсудить их. Приходите на нашу кафедру в любой день до двух часов.

Анвар: – Хорошо. Спасибо. Я приду в среду.

И.В.: – Буду ждать вас. До свидания.

Анвар: – До свидания.

Урок 11.
В кафе

Сегодня выходной день. Я и мои друзья решили отдохнуть. Сохейр пригласила нас в кафе на улице Баумана. Когда мы вошли
в кафе и сели за стол, к нам подошел официант.

Ахмед: – Здравствуйте, мы хотим поужинать.

Официант: – Здравствуйте, вот меню. Что вы будете заказывать?

Ахмед: – Сохейр, что ты будешь?

Анвар: – Даже не знаю. Может, щи.

Ахмед: – Я тоже буду есть щи на первое.

Сохейр: – А что ты будешь заказывать на второе?

Анвар: – Что ты мне посоветуешь?

Сохейр: – Здесь очень вкусное мясо. Я советую тебе шашлык.

Анвар: – Хорошо, я буду шашлык и рис.

Сохейр: – А я буду шашлык и картофель.

Официант: – Хорошо, что-нибудь еще?

Анвар: – Да, чай, пожалуйста.

Официант: – Черный или зеленый?

Анвар: – Один черный, один зеленый. Спасибо.

Официант принес наш заказ быстро. Это был очень вкусный обед. Мне понравился шашлык из баранины и русский суп щи.
А еще в кафе был уютный и современный интерьер. Мы решили сходить в это кафе еще раз на следующей неделе.

Урок 12.
В театре

Казань – это город театров. В Казани сейчас работает семь профессиональных театров. У каждого театра есть своя история
и свои традиции.

Мы долго решали, в какой театр пойти. Наша преподавательница предложила посмотреть спектакль “Пиковая дама”
в Большом драматическом театре имени Качалова, потому что скоро мы будем читать эту новеллу. Ее написал известный русский писатель Александр Пушкин.

Большой драматический театр находится в центре города, на улице Баумана. Это красивое историческое здание. Сейчас здесь показывают много спектаклей для детей и для взрослых.

Спектакли обычно начинаются в шесть часов вечера. Мы пришли в театр в 5 часов, чтобы купить билеты. Мы выбрали партер, шестой ряд. Это хорошие места. Можно хорошо видеть актеров на сцене.

Сначала мы пошли в гардероб. Русские люди говорят, что театр начинается с вешалки. Интересно, почему?

Мы пришли рано, поэтому в театре было немного людей. Мы гуляли в холле, фотографировались, смотрели на портреты актеров, которые работают в этом театре.

Потом мы услышали первый звонок. Преподаватель сказала, что надо идти в партер. Когда мы пришли, был второй звонок, а потом третий. После третьего звонка начался спектакль.

На сцене было много актеров. В зале была громкая музыка. Перед спектаклем я прочитал новеллу “Пиковая дама” по-английски, поэтому я все понимал.

Спектакль шел 3 часа. Через два часа был небольшой перерыв или антракт.

Когда спектакль закончился, люди встали и долго аплодировали, потому что это был очень хороший спектакль. Актеры два раза выходили на сцену.

Мне понравился русский театр. Преподаватель сказала, что в следующий раз мы пойдем в татарский театр.

Урок 13.
У врача

Вчера я плохо себя чувствовал. У меня целый день болело ухо. Я не пошел к врачу, потому что думал, утром мне будет лучше. Ночью мне было хуже, я плохо спал, а сегодня утром решил пойти в поликлинику.

Наша поликлиника Академии наук находится на улице Муштари. Это центр города. Я быстро нашел ее, потому что мне помогли люди на улице.

В поликлинике я пошел в регистратуру и спросил медсестру:

– Здравствуйте, у меня болит ухо. Какой врач мне нужен?

– Здравствуйте, вам нужен лор. Сегодня он начинает принимать в 2 часа.

– Хорошо, я подожду.

– Вы были в нашей поликлинике?

– Нет, я здесь первый раз.

– Надо завести карточку. Подождите минутку и приготовьте документы.

– Хорошо.
– Как ваша фамилия и имя?

– Анвар Бакер.

– Сколько вам лет?

– 27.

– Где вы живете?

– На улице Чуйкова в доме номер 17, в квартире 35.

– Где работаете, учитесь?

– Я учусь в КАИ.

– Возьмите карточку и идите в кабинет номер десять. Врач придет через полчаса.

– Спасибо.

В 14 часов врач пригласил Анвара в кабинет.

– Здравствуйте.

– Здравствуйте, садитесь. На что жалуетесь?

– У меня болит ухо уже два дня.

– Температура есть?

– Не знаю, я не измерял.

– Возьмите градусник, измерьте.

– Температура 36,6.

- Хорошо, покажите ухо. Так… у вас отит… Я напишу рецепт. Вы должны принимать лекарство один раз в день и капать капли
в уши три раза в день. Лечитесь хорошо и приходите еще раз через три дня.

– Спасибо. До свидания.

– До свидания.

Урок 14.
Экскурсия по Казани

Наш университет организовал для нас экскурсию по Казани. Это была автобусная экскурсия по красивым и важным местам города. Наши преподаватели хорошо знают город, поэтому они были нашими экскурсоводами.

Мы встретились на улице Четаева. В два часа около седьмого здания КАИ нас ждал специальный экскурсионный автобус. Экскурсия началась с улицы Четаева.

Это наша первая экскурсия в Казани, поэтому мы решили сначала посмотреть центр города. По Миллениуму мы поехали
в центр города. Миллениум – это мост через реку Казанку. Этот мост построили в 2005 году, когда Казань отмечала свое тысячелетие. Мост имеет форму буквы “М”. Казанские люди шутят, что это бывший президент Минтимер Шаймиев выбрал эту форму, потому что его имя начинается с буквы “М”.

После моста мы поехали по улице Карла Маркса. Это очень длинная улица. Здесь много красивых исторических зданий. А еще улицу Карла Маркса называют студенческой улицей, потому что
и справа, и слева находятся вузы. Раньше здесь находилась знаменитая площадь, где наказывали солдат. Однажды молодой человек увидел, как один военный, который только что танцевал на балу, бил здесь солдата. Молодой человек рассказал об этом своему брату. Брат написал рассказ “После бала”. Это был знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой.

Рядом есть улица Толстого, там находится третье здание КАИ. С другой стороны улица Гоголя. Там находится новое седьмое здание КАИ.

Автобус остановился на площади Свободы. Там мы вышли
и продолжали нашу экскурсию пешком. Это очень красивая площадь. Вокруг есть Театр оперы и балета, Большой концертный зал, здание муниципалитета, пятое здание КАИ. В центре площади стоит памятник Ленину.

В здании номер десять на улице Карла Маркса находится первое здание КАИ. Это исторический и архитектурный памятник. Раньше здесь была первая мужская гимназия. Это здание построили в 1811-м году.

Рядом находится главное и самое красивое место Казани – Кремль. Это “сердце Казани”. Здесь очень давно зародился этот прекрасный город. Территория Кремля очень большая. Здесь есть здания администрации, церкви и главная мечеть Казани – Кул Шариф.

Мы гуляли на территории Кремля очень долго. Преподаватели провели очень интересную экскурсию. Мы узнали много новой информации.

После экскурсии мы очень устали и были голодные, поэтому все вместе мы пошли в кафе. Там мы разговаривали о Казани, о ее истории и современности. Это был еще один замечательный день нашей жизни в Казани.

Урок 15.
Отрывок из
экскурсии по Казани

Здравствуйте, дорогие гости! Я рада видеть вас в нашем замечательном городе. Меня зовут Людмила. Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Мы начнем нашу экскурсию с центра города, с улицы Татарстана. Сегодня это главная магистраль города, которая носит имя нашей республики. Это дорога идет к речному порту. Раньше эта улица была узкая. Рядом были одноэтажные дома и болота.

Сейчас справа вы видите речку Булак. Она очень маленькая. Раньше это была большая река, по которой ходили баржи.

Если посмотрите назад, вы увидите станцию метро Габдуллы Тукая. Вы уже знаете, что Габдулла Тукай – это известный татарский поэт.

Сейчас мы находимся в Старо-татарской слободе. Когда в город пришел Иван Грозный, в центре города стали жить русские люди. А татары ушли в эти места, на берега озера Кабан. До конца 17-го века здесь, на левом берегу Булака, стоял деревянный забор, который делил Казань на русскую и татарскую часть. Это было очень серьезное деление. Забор охраняли русские люди, и татары не могли войти в их часть города. Около забора были маленькие рынки. Здесь шел обмен товаром.

Только в двадцатом веке здесь построили высокие дома. На домах вы видите национальный орнамент.

Сейчас мы едем рядом с автовокзалом. Справа небольшой парк. Он называется Парк молодоженов.

Вы видите здание Речного порта, за ним – Волга.

Мы выходим на территорию речного порта и смотрим на Волгу. Мы находимся на левом низком берегу Волги, а напротив нас – правый, высокий берег. На правом берегу виднеется крупное село (деревня) – Верхний Услон. Здесь Волга поворачивает на юг.

Многие путешествовали вдоль правого берега. Например, князь Меньшиков. Когда он был рядом с Верхним Услоном, у него заболела жена Дарья и умерла. И сегодня стоит крест рядом со старым Никольским собором 17 века. Это могила Дарьи Меньшиковой.

А мы возвращаемся в автобус и едем обратно по улице Татарстана…

Урок 16.
Легенды о Казани

В истории Казани немало тайн, поэтому большое значение имеют легенды, которые живут в памяти людей. Это истории о городе, о его символе, о царице Сюембике, о людях и явлениях.

Интересны легенды о возникновении Казани. Одна легенда говорит о том, что старший сын последнего булгарского хана Габдуллы пришел к реке с медным котлом. Берег реки был крутой
и неудобный, поэтому было непросто набрать воды в котел. Сын Габдуллы нечаянно уронил котел в воду, и он утонул в реке. После этого люди назвали реку Казанкой, а город около реки – Казанью.

Старые люди рассказывают, что на дне озера Кабан находятся ханские сокровища. Когда Иван Грозный подошел к стенам Казани, люди утопили в воде ханскую казну. Чтобы найти ее, надо встать у ручья и отмерить определенное расстояние. Никто точно не знает сколько. И чтобы взять сокровища, надо знать секрет. Многие люди хотели найти сокровища, но бесполезно. Они так
и лежат глубоко в озере Кабан, где их даже рыбы не видят.

Существует много легенд о гербе Казани. Истории о гербе Казани связаны с крылатым драконом – Зилантом, который жил рядом с городом. Люди выгнали змея и уничтожили его гнездо огнем. Зилант улетел на другую гору и долго мстил людям. И сейчас он летает над городом и пьет воду в озере Кабан, иногда уходит на дно озера и тянет на дно неосторожных людей.

Самая красивая и грустная легенда связана с последней казанской царицей Сюембике. История рассказывает, что Иван Грозный услышал о красоте царицы Сюембике и прислал своих людей с предложением. Гордая красавица отказала ему. Тогда Иван решил использовать свою силу – пошел на Казань войной. Чтобы спасти людей, Сюембике сказала, что будет согласна, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Царь начал строительство. Через семь дней башня была готова. Тогда Сюембике поднялась на самый высокий ярус и бросилась вниз. Она умерла, потому что не хотела быть женой грозного царя. Татарский народ дал имя башне в память о любимой царице.

Урок 17.
День космонавтики

12-го апреля 1961-го года человек впервые открыл для себя космос. В этот день советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле “Восток” стартовал с космодрома “Байконур” и впервые в мире совершил полет вокруг планеты Земля. Полет длился 108 минут.

Полет Юрия Гагарина – это результат долгой работы ученых и работников разных предприятий. Татарстан принимал активное участие в этом процессе.

Такие ученые КАИ, как Жирицкий, Румянцев, Болгарский, Королев, Глушко были лидерами в создании ракетных технологий не только в России, но и во всем мире. Выпускники КАИ помогали в работе над запуском космических систем, а в ракетах и кораблях “Восток” использовались компоненты, которые сделали на предприятиях Казани и всей нашей республики.

Человек давно мечтал выйти в космос. Этот полет открыл новый этап в исследовании околоземного пространства человеком. Россия стала ведущим центром в развитии авиакосмических технологий.

День космонавтики – важная дата, которую отмечают все жители России в память о великом событии.

С 7-го апреля 2011-го года этот день стал Международным днём полета человека в космос. Эту резолюцию ООН приняли в 60-ти государствах и странах мира.

Урок 18.
Наш университет

Казанский государственный технический университет имени Андрея Николаевича Туполева – один из лучших технических университетов России. С 1992-го года вуз получил статус университета. Многие люди знают КГТУ им. Туполева только как КАИ. КАИ – один из первых вузов советского авиационного образования. Он появился в начале 1930-х годов, когда стране нужны были специалисты для конструирования и эксплуатации самолетов.

КАИ начинал свою работу с двух факультетов: аэродинамического и отделения самолетостроения. Первый выпуск КАИ состоял из десяти человек. Они сыграли большую роль во время Второй мировой войны.

Многие знаменитые ученые, конструкторы начинали свою карьеру в КАИ. В 1945-м году здесь организовали первую в стране кафедру реактивных двигателей. Заведующим кафедрой стал Валентин Глушко, а преподавателем был легендарный Сергей Королев.

Казанский авиастроительный институт развивался вместе
с аэрокосмическим комплексом страны. Вуз готовил специалистов для предприятий. Аэрокосмический комплекс всегда относился
к приоритетным направлениям науки и техники. Это дает возможность успешно развиваться и нашему вузу.

К концу 80-х годов в КАИ было пять факультетов: летательных аппаратов, двигателей летательных аппаратов, систем автоматического управления и оборудования летательных аппаратов, технической кибернетики и информатики и радиотехники. В КАИ в то время училось около восьми тысяч студентов. В институте сформировались авторитетные научные школы, которые получили широкую известность за рубежом. КАИ стал крупным аэрокосмическим учебно-научным комплексом, где работали лучшие специалисты страны.

В 90-ые годы для министерств, которые финансировали развитие вуза, нужны были выпускники не только аэрокосмических, но и земных специальностей. Поэтому в 1992-м году вуз получает статус университета. Очень скоро КАИ стал техническим университетом не только по названию, но и по содержанию. Вуз стал готовить выпускников по более широкому спектру специальностей. В течение десяти лет в университете открыли 33 новых специальности.

В 1996-м году в КАИ создали гуманитарный факультет, который успешно дополнял инженерные и естественнонаучные специальности. В 2002-м году организовали кафедру РТЯ (русского
и татарского языков), где обучаются не только русские, но и иностранные студенты из разных стран мира.

Настоящий университет должен готовить специалистов, как минимум, по 5-и отраслям знаний. Сегодня наш университет готовит специалистов по 9-и отраслям знаний. Это самый крупный
и современный технический университет Татарстана, в котором мечтают учиться молодые люди из разных городов России.

Урок 19.
О Татарстане

Уникальный город Казань, который носит гордое звание “третьей столицы” России, является столицей республики Татарстан.

Татарстан находится в центре европейской части России,
в месте слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы.

По площади Татарстан больше таких европейских стран, как Бельгия или Нидерланды и примерно равен Ирландии.

В Татарстане веками вместе проживают люди самых разных национальностей: это и татары (52%), и русские (39%), чуваши, марийцы – всего около 115 национальностей. В настоящее время
в республике проживает более 3-х млн. человек, из них больше миллиона живет в Казани.

Крупнейшим населённым пунктом Татарстана является город Казань. Кроме него, в Республике есть также 21 город, 20 посёлков городского типа и около 900 сёл.

Столица Татарстана Казань находится в 800-х км к востоку от Москвы. Дорога от Москвы до Казани занимает 12 часов поездом или 1 час самолетом.

Государственные языки Татарстана – татарский и русский.
В республиканских школах все дети изучают эти языки.

Татарстан является одним из самых крупных образовательных и научных центров России. Сейчас в республике насчитывается около 30-и высших учебных заведений. Один из старейших вузов – Казанский федеральный университет, который основали
в 1804-м году. Такие ученые, как Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, А.Е. Арбузов, Е.К. Завойский, В.В. Радлов, К.Фукс, Ш.Марджани и К.Насыри вошли в историю мировой науки.

Татарстан – динамично развивающийся регион. Успехи республики базируются на основе экономической стабильности. Татарстан знают в России и за рубежом как центр нефтедобычи
и нефтехимии, производитель всемирно известных грузовиков КАМАЗ и вертолетов МИ, один из лидеров российского сельскохозяйственного производства.

Татарстан – это своеобразный мост между европейской
и азиатской частями России. Его называют “перекрестком” религиозных и культурных традиций. Казанский Кремль, где мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор связаны древними стенами, стал своеобразным символом Татарстана, который узнают во всем мире.

Татарстан накопил богатый опыт межэтнического общения. Республика развивает свои контакты с миром, строит торговые, научные и культурные связи с ближними и дальними соседями
и партнерами.



Продолжение